Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инвесторы пошли на выход
Венчурный рынок дорос до $3,2 млрд
Объем российского рынка венчурных инвестиций в 2013 году вырос на 25%, до $3,2 млрд, следует из отчета J'son & Partners (J&P). Это расходится с прогнозами Российской венчурной компании и PwC, которые констатировали 30-процентный обвал венчурного рынка.
В прошлом году на российском рынке произошло 419 венчурных сделок, средний объем которых составил $7,7 млн, следует из отчета J&P. Таким образом, объем всего рынка составил более $3,2 млрд. В исследовании учитывались все сделки с российскими стартапами, российские инвестиции в зарубежные стартапы, в том числе синдицированные, вложения основателей в собственные предприятия, а также прямые инвестиции в венчурные компании на зрелой стадии развития. При этом большая часть пришлась на сделки, связанные с выводом денег и выходом инвесторов из проектов (cash-out): на 13 таких сделок пришлось $2,3 млрд. Остальная часть финансирования – $912 млн – поступила в ходе 406 сделок, связанных с привлечением новых инвестиций (cash-in). Подавляющее большинство инвестиций cash-in было вложено в стартапы на посевной стадии – 72%.
Наиболее перспективным сегментом венчурные инвесторы считают потребительский сегмент (B2C) – туда в 2013-м пошли $2,6 млрд, или 82% денег, которые вкладываются в отрасль. В отчете J&P раскрыт только один сегмент, в который привлекалось максимальное количество инвестиций,– это электронная коммерция, куда в 2013 году пришло $371,6 млн. В какие сегменты были проинвестированы оставшиеся $2,2 млрд, представитель J&P не раскрыл. Как ранее сообщалось в отчете Fastlane Ventures, инвесторы предпочитали вкладывать в онлайн-ритейл, куда в 2013 году пришло 58% инвестиций (на 10% меньше, чем в 2012 году). Кроме того, растет популярность финансовых и рекламных сервисов, а также игр.
Российские стартапы все больше вовлекаются в международные процессы, получая инвестиции из зарубежных фондов, констатирует J&P. Это, в частности, интернет-ритейлер Lamoda, торгующий одеждой, обувью и аксессуарами, крупнейший сайт рекламных объявлений Avito, сервис онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru. Кроме того, российские инвесторы активно вкладывают средства в зарубежные стартапы. Среди последних J&P называет, например, биотехнологический GenapSys, занимающийся расшифровкой генома, частная американская космическая корпорация Planet Labs (оба проекта проинвестировал Юрий Мильнер), немецкий сервис по доставке еды Delivery Hero (в его финансировании принял участие фонд Дмитрия Фальковича Phenomen Ventures), вьетнамский интернет-поисковик CocCoc, созданный бывшим сотрудником Mail.ru Group Виктором Лавренко.
Опрошенные J&P участники рынка считают, что в 2013 году он вырос на 25%, а в 2014 году еще на 20%, до $3,8 млрд. Впрочем, согласно иным отчетам, опубликованным ранее, на такой рост отрасли рассчитывать не приходится. Так, по данным FV, объем инвестиций в российские интернет-компании за 2013 год увеличился лишь на 3,7% к уровню предыдущего года, до $667 млн – такие темпы роста оказались рекордно низкими: «Бум посевного финансирования завершен, наступает время последовательного развития». Другие исследования и вовсе отмечали драматичное сокращение объема «рискованных» инвестиций. По оценкам Rye, Man & Gor Securities, венчурные инвестиции в России сократились в прошлом году на 31%, их общий объем снизился с $907 млн до $622 млн. В то же время Российская венчурная компания и PwC недавно отмечали падение объема рынка в 2013 году на 29%, до $653 млн с $910 млн в 2012 году.
Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.