Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инвесторы переходят на пакеты
В Центральной и Восточной Европе наблюдается увеличение числа пакетных сделок с коммерческой недвижимостью и рост корпоративной активности
Инвесторы на рынке Центральной и Восточной Европы все реже заключают традиционные сделки, направленные на приобретение только одного актива. Эта тенденция 2014 года продолжилась первые четыре месяца 2015 года.
Майк Этвелл, руководитель отдела рынков капитала в регионе Центральной и Восточной Европы, CBRE, прокомментировал это следующим образом:
«Ключевым фактором этой тенденции является обилие на рынке капитала, инвестированного, в частности, через инвестиционные фонды, которые стремятся к быстрому успеху. Пакетные сделки и корпоративные поглощения дают возможность преуспеть, применяя эту стратегию, и, возможно, имеют менее конкурентные цены, чем традиционные отдельные активы и / или небольшие портфели».
Исследование CBRE показывает, что, хотя интерес к коммерческой недвижимости в странах Центральной и Восточной Европы по-прежнему высок, дефицит предложения на отдельных рынках, в частности в Польше, налагает определенные ограничения на уровень инвестиционной активности. Однако вследствие дефицита предложения наблюдается рост числа сделок в других частях региона, особенно в Чешской Республике, где объемы инвестиций в период с января по апрель этого года увеличились до 901 млн. евро, по сравнению с 326 млн. евро за аналогичный период 2014 года. В Венгрии также отмечено увеличение инвестиций в коммерческую недвижимость до 174 млн. евро за первые четыре месяца этого года (в период с января по апрель 2014 года – 54 млн. евро); более скромный рост отмечен в странах Балтии и в Румынии.
Йос Тромп, директор CBRE по исследованиям в Центральной, Восточной Европе и Африке, пояснил:
«Инвесторы в коммерческую недвижимость продолжают искать возможности в Центральной и Восточной Европе, и все большее число стран региона извлекают из этого выгоду. Мы полагаем, что этот процесс продолжится в течение всего года, поскольку международный капитал ищет прибыль на инвестиции и расширяет свое присутствие за пределами стран западной и южной Европы. Тем не менее, фактические объемы могут колебаться из года в год, так как сделки, как правило, отличаются «массивностью»: например, торговый центр Palladium в Чехии был продан примерно за 570 млн. евро, что соответствует 63% национального рынка. В целом, мы ожидаем дальнейшего восстановления объемов в большинстве стран Центральной и Восточной Европы на фоне низких процентных ставок и улучшения макроэкономических показателей».
Инвестиционный рынок коммерческой недвижимости (млн. евро) (январь–апрель)
2015 |
2014 |
|
---|---|---|
Болгария |
- |
15 |
Хорватия |
- |
- |
Чехия |
901 |
326 |
Страны Балтии |
274 |
50 |
Венгрия |
174 |
54 |
Польша |
592 |
1,047 |
Румыния |
15 |
311 |
Россия |
631 |
869 |
Словакия |
- |
60 |
Сербия |
- |
- |
Украина |
- |
- |
Центральная и Восточная Европа (без России) |
1,956 |
1,863 |
Источник: исследования и консалтинг CBRE
За январь-май 2015 года инвестиции в российскую коммерческую недвижимость составили 650 млн. евро, что на 44% уступает активности аналогичного периода 2014 года. Причины данной ситуации объясняются достаточно просто: геополитические проблемы и чрезмерная волатильность финансовых рынков в конце 2014 – начале 2015 года.
В фокусе инвесторов доминирует офисный сегмент, на долю которого пришлось 594 млн. евро, или более 90% всего объема инвестиций. Частично данная ситуация объясняется тем, что вакансия в данном сегменте уже практически достигла пиковых уровней, а потенциал дальнейшего снижения арендных ставок является достаточно небольшим. В торговой недвижимости ситуация остается несколько более сложной вследствие того, что глубина и продолжительность сильного негативного давления на реальные доходы населения пока остаются неясными.
Андрей Новиков, управляющий директор отдела рынков капитала CBRE сказал:
«Относительно низкие объемы транзакционной активности не означают отсутствия интереса инвесторов. В настоящее время достаточно много игроков, в том числе из нетрадиционных для российского рынка регионов, присматриваются к имеющимся возможностям.
Во II полугодии мы можем увидеть позитивные результаты данных поисков в виде увеличивающихся объемов сделок. Естественно, геополитика по-прежнему остается фактором, способным разрушить данные ожидания».
материал исследования предоставила компания CBRE
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.