Декоративное изображение
2 983

Поделиться

Инцидент в магазине "О'Кей" может повлиять на весь сектор

Вчера вечером в гипермаркете «O’Kей» на севере Санкт-Петербурга (речь идет о первом магазине компании, открытом в 2004 году) произошло частичное обрушение кровли. Один человек погиб, девять получили ранения. Представители властей заявили, что главной причиной произошедшего стало нарушение правил эксплуатации задания, которое принадлежит и эксплуатируется «О'Кей».

Напрямую закрытие одного гипермаркета незначительно отразится на финансовых показателях компании: если исходить из того, что гипермаркет будет закрыт около года, результатом станет потеря примерно 1,9% выручки, прогнозируемой нами на 2011 году и 2% прибыли. Оценить расходы, связанные с ремонтом магазина, а также компенсацией сторонним арендаторам и пострадавшим людям, сложнее, однако мы также сомневаемся, что это может серьезно повлиять на планы по открытию новых магазинов «О'Кей». В худшем случае может быть снижена доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды (дивидендная политика предусматривает выплату акционерам до 25% прибыли).

Однако сегодня «О'Кей» объявила о закрытии 15 из 35 гипермаркетов (все они расположены в Санкт-Петербурге), не уточнив, когда они будут вновь открыты. По оценкам, один день простоя такого числа магазинов обойдется компании в 0,1% прогнозируемой нами выручки на 2011 год. Следует отметить, что вчерашний случай напоминает аналогичный инцидент в московском аквапарке в феврале 2004 года, который привел к закрытию аквапарков по всей стране и запрету на строительство новых подобных объектов.

Да, в «Трансвааль-парке» кровля обрушилась на большей площади (5 тыс. кв. м против 500 кв. м в случае гипермаркета «О'Кей») и погибло гораздо больше людей (25 человек и десятки пострадали). Однако после пожара в торговом центре в Уфе и теракта в Домодедово, в случае которых главной причиной также называется несоблюдение установленных правил, реакция властей может оказаться очень резкой.

В связи с этим, последствия вчерашнего инцидента могут затронуть весь сектор и привести к снижению ожиданий роста уже достаточно дорого оцененных продовольственных сетей. Вполне возможно, что более строгие нормативы могут затормозить процесс получения разрешительной документации и открытия новых магазинов; аналитики «ВТБ Капитал» не исключают и определенного увеличения расходов на эксплуатацию торговых объектов.

Наибольшее влияния это, безусловно, оказало бы на сегмент гипермаркетов, где рост в течение следующих 12 или даже 24 месяцев может оказаться ниже, чем предполагается текущими планами (поскольку это отразится и на строительстве новой недвижимости). Больше всего этому риску как раз подвержена «O’Keй» (у которой на гипермаркеты приходится почти 80% открываемых торговых площадей), за которой следуют «Магнит» (35%) и X5 (10%). Стратегия «Дикси» не предусматривает строительство гипермаркетов, и поэтому данный риск для нее не актуален. Случившееся, на взгляд аналитиков из «ВТБ Капитал», может иметь последствия и для формата торговых центров, и в этом случае может нанести ущерб AFI Development и Mirland.

Тем не менее любое замедление развития сегмента гипермаркетов, скорее всего, будет временным, так как более долгосрочные фундаментальные перспективы роста российских продовольственных сетей не изменились, а гипермаркеты остаются самым эффективным современным розничным форматом. По этой причине аналитики «ВТБ Капитал» по-прежнему считают «O’Keй» самым привлекательным из продуктовых ритейлеров с инвестиционной точки зрения (даже несмотря на то, что в ближайшее время потенциал роста сектора может оказаться меньше вследствие названных нами факторов). При этом заметное снижение оценки относительно аналогов лишь повысило бы привлекательность «O’Keй» с точки зрения сравнительных коэффициентов.

Аналитики «ВТБ Капитал» проанализировали, как может повлиять на показатели публичных компаний потенциальное замедление темпов открытия гипермаркетов (см. таблицу ниже). Мы исходим из предположения, что ужесточение государственного регулирования приведет к переносу сроков открытия 20% всех гипермаркетов. Долгосрочные прогнозы мы оставили без изменений. Наши расчеты показывают, что в случае реализации описанного нами сценария ДДП-оценка анализируемых нами компаний должна снизиться менее чем на 5%.

«ВТБ Капитал» www.rbcdaily.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами