Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интервью - Президент Tetra Pak Деннис Йонссон уверен в росте развивающихся рынков
В этом году швейцарская Tetra Pak, еще недавно имевшая шведскую прописку, собирается открыть уже третий завод по производству упаковки в России. Это будет самое большое предприятие компании в стране. Зарыв в подмосковной Лобне около 100 млн евро, Tetra Pak сможет практически удвоить объемы поставок в России картонной асептической упаковки, используемой для молока, соков и вина. Мощность завода составит около 4 млрд штук, при том что в прошлом году компания продала около 6 млрд. В интервью "Ведомостям" президент компании Деннис Йонссон объяснил, почему он уверен в том, что продукция компании окажется востребованной.
- Какие задачи поставили перед вами акционеры, назначив вас президентом компании?
- Акционеры сформулировали свое видение и ожидания. А количественные задачи я поставил перед собой самостоятельно. К 2010 г. мы должны выйти на уровень производства 150 млрд упаковок в год (в 2006 г. - 129,7 млрд. - "Ведомости"), выручка должна увеличиться до 10 млрд евро (в 2006 г. - 8,5 млрд евро. - "Ведомости"). Таким образом, наши продажи должны расти в среднем на 5% в год. Но это глобальные цифры. Для их достижения рассчитываем, что в ряде стран показатели будут расти гораздо выше. Одним из таких рынков является Россия, где наши задачи гораздо агрессивнее. В 2005 г. в сегменте UVT-молока, т. е. молока с длительным сроком хранения, упакованного при помощи асептической технологии, рост составил 20%, а в соковом сегменте - 12%. Рост Tetra Pak в России сравним только с этими показателями в Китае, где в 2005 г. рост составил также около 20%.
- В Tetra Pak вы работаете 25 лет, в должности президента - всего год. Что изменилось за этот период?
- Мы стали больше внимания стали уделять ключевому направлению нашей деятельности - асептической упаковке для жидких молочных продуктов и соков в массовом ценовом сегменте. Именно этот сегмент обеспечивает самые значительные возможности для роста нашей компании в глобальном масштабе.
- А другие направления?
- Мы производим оборудование для пищевой промышленности и упаковку для пастеризованных продуктов. На глобальном уровне 80% продаж приходится на основную продукцию и лишь оставшиеся 20% - на эти два направления. В России представлены все три направления бизнеса Tetra Pak.
- Какие рынки помимо России и Китая являются интересными?
- Мы фокусируемся на всех странах, поскольку мы глобальная компания. В силу объективных причин основные возможности для роста сейчас сосредоточены в четырех географических регионах: помимо России и Китая это Центральная и Южная Америка, где основным рынком является Бразилия, и так называемый расширенный Ближневосточный регион - от Пакистана на востоке до Марокко на западе.
- В чем отличия потребительских предпочтений в этих регионах?
- Продажи в России делятся так: 50% - соки, 25% - молоко, около 15% - кисломолочные продукты. Остальное приходится на другие виды продукции: ароматизированное молоко, детское питание, вино. При этом до сих пор 40% производимого в России молока не упаковывается. Данный показатель очень высок по сравнению с мировым, а это признак того, что на российском рынке в молочном сегменте есть потенциал роста. По мере развития ритейла в России будет расти и потребление UVT-молока, так как это наиболее удобное и безопасное решение для покупателей. Такое молоко не требует холодильного оборудования для логистики, его быстро и эффективно можно доставлять к потребителю.
- А на европейском рынке?
- На европейском рынке на долю непакетированного молока приходится менее 5%. Это определяется двумя основными причинами. Во-первых, пакетированное молоко проще дистрибутировать, а во-вторых, оно отвечает растущим требованиям потребителей к качеству и здоровому образу жизни. В сельских районах очень трудно создать цепочку поставок охлажденной продукции, поэтому асептическая упаковка эффективна с точки зрения дистрибуции.
- Как будет развиваться соковое направление в России?
- На соковом рынке ситуация более развитая. Есть сильные компании, которые массированно инвестируют средства в развитие упакованной продукции. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы постоянно диверсифицировать свой портфель, предлагают новые продукты. Если мы посмотрим на структуру потребления соков и нектаров в России, то увидим, что наибольший уровень потребления на душу населения сосредоточен в крупнейших городах. Здесь он в 3-4 раза превышает уровень потребления в регионах. В Москве, например, потребление соков составляет 44 л в год на душу населения, что сопоставимо с уровнем потребления в Германии. В остальной части страны этот показатель значительно ниже и составляет 14-15 л. Но мы ожидаем, что региональный рынок будет развиваться по мере роста покупательной способности.
- За счет чего произойдет рост потребления соков?
- Мы стремимся достигать этого путем тесного взаимодействия с клиентами. Разрабатываем новые области, предлагаем новые продукты. Иногда реализуем совместные программы. Одним из наших преимуществ как глобальной компании является то, что мы имеем возможность использовать лучший опыт, который накоплен в других странах мира, для нашей работы в России.
- У ваших клиентов постоянно происходит процесс консолидации. Для Tetra Pak это выгодно? Можно ведь получить новых клиентов, не прикладывая к этому усилий.
- В процессе консолидации, как и в любом другом, есть и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, увеличиваются темпы развития, крупные локальные компании выходят на глобальные рынки. Но с другой - возрастают требования по снижению производственных издержек, усиливается конкуренция.
- Допустим, что один производитель сока поглощает другого, при этом одна из компаний работала с SIG Combibloc, а вторая - с Tetra Pak. С каким производителем упаковки заключит контракт объединенная компания?
- Это во многом зависит от того, какой у компаний был опыт сотрудничества с поставщиками. Обычно происходит так: компании проводят сравнение положительных и отрицательных сторон взаимодействия с производителями упаковки и пытаются найти такое решение, при котором положительные стороны будут максимизированы, а недостатки - устранены. Естественно, мы пытаемся постоянно предлагать лучшие условия. Слияния происходят постоянно, и мы не можем себе позволить, чтобы какая-либо компания решила, что мы хуже, чем наши конкуренты.
- Проблемы с антимонопольными ведомствами не возникают?
- До сих пор таких проблем не было.
- А самой Tetra Pak не интересно слияние с другими производителями упаковки?
- Мы не исключаем возможности приобретения каких-либо активов, но это будет органическая интеграция. Мы будет фокусироваться на профильном бизнесе. К примеру, недавно мы приобрели компанию Carlisle, которая производит оборудование для сыроделия. Стоимость этой сделки составила порядка 100 млн евро.
- Насколько успешно винное направление Tetra Pak?
- Крупные региональные производители во Франции, Италии, Испании, Аргентине и Чили в сегменте столового вина стали переходить на картонную упаковку еще 10-15 лет назад. Сейчас там доля столового вина, которое продается в картонной упаковке, составляет от 50% до 80%. Это произошло по тем же причинам, которые касаются и остальных видов продуктов: упрощается дистрибуция, гарантируется качество.
Россия удваивает показатели по потреблению нашей упаковки в винном сегменте в последние 2-3 года. По итогам 2006 г. объем продаж составит 100 млн упаковок. При этом мы видим потенциал для роста. Я уверен, что мы сможем увеличить нашу долю на российском рынке вина до 20%. Стоит отметить, что Россия - уже четвертый в Европе производитель вина в картонной упаковке после Италии, Испании и Франции.
- Какие еще виды продуктов вы рассматриваете как потенциально интересные?
- Сильной стороной компании является то, что мы ищем какие-то местные продукты, которые могут лучше дистрибутироваться и продаваться за счет использования нашей упаковки. В России большое будущее за различными кисломолочными продуктами, характерными для России. В Европе ими могут стать томатная паста и пюре, но для этого необходимо масштабное производство. В долгосрочной перспективе основными локомотивами нашего роста останутся молочные продукты, соки и нектары.
- Как будет расти спрос в России?
- Россия - это фантастическая страна с громадным потенциалом. Самым крупным рынком для нас является китайский, хотя еще шесть лет назад Китай не входил даже в десятку ведущих рынков Tetra Pak. Второй по величине рынок - Бразилия, третий - Германия. Сейчас Россия стала седьмым по величине рынком для Tetra Pak, но я считаю, что она сможет подняться в этом рейтинге на более высокие позиции. Видя потенциал роста пищевой промышленности в России, я полагаю, что она может подняться на четвертую позицию в ближайшее время.
- У компании уже есть заводы в Краснодарском крае и подмосковном Королеве. Почему вы решили построить третий завод в Лобне? Чем вы руководствуетесь при выборе места строительства?
- Смотрим в будущее, анализируем, какие регионы будут генерировать основной рост. Проводим анализ расположения потенциальных потребителей, откуда поступает сырье. На основе этих факторов выбираем оптимальное расположение производственной площадки.
- В прошлом году Tetra Pak запустила рекламную кампанию в российских СМИ. Кто является ее целевой аудиторией - клиенты компании или конечные потребители?
- Наши рекламные кампании, как правило, всегда направлены именно на конечного потребителя. В разных странах бывает до 100 клиентов, которым мы поставляем упаковку, и для них продвигать нашу продукцию гораздо эффективнее в других форматах, чем в форме рекламных акций. Но при этом не упускаем из виду и работу непосредственно с клиентами. Такое сочетание усилий приносит наилучший результат.
О КОМПАНИИ
Tetra Pak - швейцарская компания, производитель упаковки для молочных продуктов, соков, вина. В 2006 г. произвела 129,7 млрд упаковок на 45 заводах по всему миру. Число сотрудников - 20 250. Выручка в 2006 г. составила 8,5 млрд евро (в 2005 г. - 8,1 млрд евро). Единственный акционер - швейцарский конгломерат Tetra Laval.
БИОГРАФИЯ
Деннис Йонссон родился в 1957 г. в Швеции. Окончил Стокгольмский университет по специальности "деловое администрирование". В Tetra Pak - c 1982 г., начал карьеру с должности стажера в отделе маркетинга в Стокгольме. Работал генеральным директором Tetra Pak в Панаме, Мексике, США. С 1 января 2006 г. - президент и гендиректор Tetra Pak.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?