Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интернет-торговля растет за счет регионов
Россияне оставляют в зарубежных интернет-магазинах все больше денег – в 2014 году сумма может вырасти до 240 млрд руб. И несмотря на девальвацию и повышение пошлин (если оно состоится), эта сумма будет только расти, солидарны эксперты.
В России доля покупок, совершаемых на иностранных интернет-сайтах, в 2013 году составила 16,4%, или 120 млрд руб., свидетельствуют данные РБК.research. По оценкам других исследователей, она даже выше: 20%, или 100–120 млрд руб. – таковы данные Enter Vision и Ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ). В 2014 году АКИТ и Enter Vision прогнозируют более чем двукратный рост в деньгах – до 240 млрд руб., а доли – до 25–30%. Никакого снижения трансграничной торговли не будет, уверен генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Она вырастет по итогам 2014 года до 25%».
Китайцы впереди
На долю топ-3 зарубежных игроков приходится 72,5% всего оборота трансграничной торговли, оценивает РБК.research: первое место занимает Aliexpress (35% рынка), второе – eBay (30%), на третьем – Amazon (7,5%).
Популярность Aliexpress основывается на дешевизне товаров – средний чек порядка $20, объясняет Бурмистров, к тому же магазин развивается в России за счет регионов, которые показывают сейчас более динамичный прирост покупателей интернет-магазинов. По данным Бурмистрова, в выручке Aliexpress уже сейчас на Москву и Санкт-Петербург приходится всего 15 и 5% соответственно. «Россия для китайского интернет-ретейлера – рынок стратегический: по числу транзакций она занимает первое место среди всех стран его присутствия, а по объемам – более 25% от выручки», – говорит эксперт.
«В этом году результаты у Aliexpress будут баснословные, он станет драйвером роста трансграничной торговли, – соглашается исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин. – У них очень дешевые товары, и ради цены покупатель готов рисковать тем, что ему привезут плохой товар или он не сможет сделать возврат денег при отказе от покупки. Публика у eBay или Amazon более привередлива, но и она вряд ли будет массово уходить в российский e-commerce или в офлайн из‑за роста курса доллара и евро. Часть спроса действительно может переместиться на российские интернет-магазины, однако на сколько именно – сказать сложно».
Девальвация не влияет
По данным Жигулина, с сентября, когда курс рубля начал заметно ослабевать, сокращения заграничных заказов через интернет не было зафиксировано – их доля по итогам года вряд ли снизится. В АКИТ ожидают, что в 2015 году рынок электронной торговли вырастет на 20%, при этом доля покупок за рубежом вырастет до 25–35% за счет курсовых колебаний. Старший аналитик, руководитель исследовательских проектов РБК.research Инга Микаелян отмечает, что российские ретейлеры большую часть товара закупают за рубежом и их розничные цены также привязаны к курсу иностранных валют: «Таким образом, для интернет-покупателей с ростом курса доллара ничего не изменится: разница в цене по‑прежнему будет делать покупки в интернете за рубежом привлекательными». Последние макроэкономические тенденции не на руку трансграничной торговле, не согласен генеральный директор eBay в России Владимир Долгов: «На некоторое время сейчас все немного замрет».
Правительство не мешает
Намерение российских властей понизить порог беспошлинного ввоза товаров вряд ли помешает трансграничной торговле. В среднем россияне тратят на одну зарубежную покупку около 2750 руб. – менее €50 по текущему курсу, а больше половины покупателей (53,7%) ограничиваются 1500 руб. – порядка €25, свидетельствуют данные РБК.research, При этом самый низкий из предлагаемых лимитов – €150.
«Есть товары, поток которых при введении ограничений действительно снизится, например цифровая техника, однако в топ-3 покупок из‑за границы ее нет», – комментирует Инга Микаелян. На первом месте – одежда (48,8%), на втором – аксессуары (34,6%), далее – бижутерия и обувь. Смартфоны всего лишь на седьмом месте, мобильные телефоны и планшеты – на 11‑м и 12‑м местах.
Ирина Жаворонкова, РБКDaily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?