Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интернет-рынку приписали новый ноль
Объем отрасли превысил 1 трлн рублей
Объем российского интернет-рынка по итогам 2013 года достиг 1,6% ВВП России, или 1,1 трлн руб. В этом году интернет-бизнес в России вырастет еще на 30%, но в ближайшие годы аналитики ждут замедления темпов до 15–20% из-за экономического спада и снижения покупательской активности.
Объем интернет-рынка России в 2013 году вырос на 31% и достиг 1,1 трлн руб., говорится в исследовании «Экономика рунета» Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минкомсвязи. Эксперты оценили сегменты рекламы и маркетинга (включая веб- и мобильную разработку, видео-, контекстную и медийную рекламу, маркетинг в социальных медиа и поисковую оптимизацию), рынок инфраструктуры (программное обеспечение как услуга, хостинг и домены), электронную торговлю (ритейл, продажи туристических услуг и билетов на транспорт) и рынок электронного контента (музыка, видео, игры, книги и СМИ). На рынки контента и сервисов пришлось 750 млрд руб., остальные 350 млрд руб.– на электронные платежи. Объем интернет-экономики эквивалентен 1,6% ВВП РФ за 2013 год, а с учетом интернет-зависимых рынков он превысил 6,7 трлн руб., что сравнимо с 10% ВВП.
По мнению экспертов, рунет развивался в 2013 году по «инновационному сценарию» – по нему среднегодовой рост рынка до 2018 года должен составлять 35–40%. Но уже в 2014 году эксперты ожидают серьезного замедления нескольких рынков и снижения покупательской активности пользователей. Например, хотя более 50% пользователей рунета активно потребляют контент (аудио, видео, книги, игры) в сети, число людей, готовых за него платить, уже снижается. В случае экономического спада многие пользователи будут готовы поменять привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь о легальности таких предложений и не умея их различать, говорится в отчете.
По итогам 2014 года темп роста экономики рунета снизится на 1 процентный пункт – до 30%. Из-за экономического спада и нехватки инвестиций во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация, уверены в РАЭК. Начавшееся замедление роста интернет-экономики продолжится и в 2015 году – рунет перейдет на «стабилизационный сценарий» со среднегодовым ростом рынка до 2018 года на уровне 15–20%.
По итогам 2013 года все сегменты показывали рост год к году, но динамика некоторых рынков уже серьезно меняется. Так, значительно замедляется рост рекламы в рунете. Ее контекстный сегмент вырос в 2013 году на 52%, до 57 млрд руб., но на 2014 год аналитики прогнозируют почти двукратное падение темпов – до 28%. Медийная (баннерная) реклама также существенно снизит рост по итогам этого года – до 7%, тогда как в 2013 году ее объемы увеличились на 20%, до 23 млрд руб. Замедлится и рост рынка маркетинга в социальных медиа – с 35% до 17%, поисковой оптимизации – с 17% до 13%, софта как услуги – с 34% до 28%, хостинга – с 12% до 11% и доменов – с 15% до 5%. Это компенсируется ускорением роста рынка электронной торговли с 29% (368 млрд руб.) в 2013-м до 30% в текущем году. В сегменте электронных платежей тоже позитивная динамика: его рост ускорится с 30% (до 350 млрд руб.) до 40% в 2014 году. Продажи услуг на рынке онлайн-туризма вырастут в 2014 году на 45% по сравнению с 27% годом ранее (до 195 млрд руб.).
Несмотря на замедление роста экономики рунета, в кадровом составе отрасли ожидается пополнение. На конец 2013 года в российской интернет-индустрии работали около 1,2 млн человек (годовой прирост – 11%), а в 2014 году это количество увеличится еще на 20%, прогнозируют РАЭК и НИУ ВШЭ.
Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?