Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интернет-розница показала за год рост на 40%
На фоне падения объемов традиционной розницы, интернет-торговля в прошлом году показала, что находится в полном порядке. Только за первое полугодие 2009 года продажи онлайн по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) выросли на 70-80%. А согласно предварительным данным по году целиком этот рост может составить порядка 40%.
Наибольшее влияние на увеличение объемов рынка интернет-торговли, по мнению НАУЭТ, оказывают традиционные розничные сети, имеющие онлайновые "отделы". Выручка же интернет-магазинов, не имеющих своих аналогов в "офлайне", как правило, значительно ниже. В итоге, лидерами интернет-рынка являются такие хорошо известные всем бренды, как Техносила, М.Видео, Утконос, Евросеть, Связной и Эльдорадо.
Так, согласно статистическим данным, которые приводит "Российская газета", порядка 80% всех доходов электронной торговли в рунете приходится на несколько крупных онлайн-магазинов, представляющих самый широкий ассортимент товаров. Сюда же относятся и виртуальные филиалы торговых сетей. Малые и средние интернет-ритейлеры занимают не более 20% рынка, и, как правило, специализируются на каком-то одном сегменте товара. Разумеется, "малыши" сегодня вряд ли могут составить серьезную конкуренцию гипермаркетам, которые в состоянии предложить покупателям как более широкий ассортимент, так и более выгодные цены. Однако свое преимущество у них все-таки имеется. Будучи узконишевыми ритейлерами, небольшие интернет-магазинчики могут "отыграть" свое за счет эксклюзивности товара.
Стоит отметить, что, начиная с 2008 года, число относительно небольших онлайновых торговцев в рунете стало заметно расти, и это напрямую связано с распространением недорогого и быстрого доступа во Всемирную паутину. А кризис придал данной тенденции дополнительный импульс. Ведь для малого бизнеса формат онлайновой торговли является исключительно выгодным ввиду сравнительно низких издержек на стартап. Так, например, сегодня по оценкам экспертов, открытие небольшого интернет-магазина обходится начинающему предпринимателю не более 100 тыс. рублей. Причем самая существенная часть этих расходов идет на рекламу.
Дополнительные резервы развития российской онлайновой торговли традиционно скрываются в географических нюансах. Эксперты полагают, что дальнейший прирост будет происходить "провинцией" - т.е. за счет небольших "немосковских" интернет-продавцов, которые начнут постепенно вливаться в национальную сеть крупных веб-проектов. Форма такого взаимодействия давно уже обкатана в "офлайне" - это франчайзинг, который, безусловно, выгоден как крупным, так и мелким игрокам на рынке. Первые получат дополнительную клиентскую базу и отлаженную систему доставки на местах буквально "до двери", а вторые смогут расширить ассортимент предлагаемых товаров и проводить более лояльную ценовую политику.
Однако и те и другие в скором времени вполне могут столкнуться с появлением нового конкурента. Пока в рунете доминируют отечественные компании-продавцы. Зарубежный ритейл представлен фактически лишь в каталожной торговле, да и то не напрямую, а через своих российских партнеров. Однако в связи с отменой таможенных сборов с почтовых отправлений из-за границы, можно прогнозировать повышение интереса к нашему рынку со стороны иностранных интернет-магазинов.
Из факторов, сдерживающих развитие торговли в рунете, можно отметить традиционное недоверие потребителей к торговле данного вида. Несмотря на рост последних двух лет, онлайновый ритейл занимает весьма скромное место в общероссийской рознице - всего 2-3%. Проблема в том, что до сих пор нет никакого закона, который регламентировал бы электронную торговлю. Хотя права "виртуальных" покупателей и защищены статьей "Дистанционный способ продажи товаров" закона о защите прав потребителей, но это положение действует лишь в случае, если некачественный товар уже приобретен. В итоге консервативно настроенные россияне не торопятся отдавать свои деньги "невидимому" продавцу. А многие к тому же боятся, что их персональные данные будут использованы сетевыми мошенниками. Еще одним сдерживающим фактором является относительная неразвитость в России электронных платежей. Достаточно сказать, что оплата наличными на руки курьеру по-прежнему является доминирующей формой платежа при совершении покупок в онлайновых магазинах рунета - ее доля в четыре раза превышает оплату при помощи банковских карт.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?