Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интегрированные системы наблюдения способны проследить за каждым шагом магазинного воришки
Все больше крупных розничных сетей отдают предпочтение формату самообслуживания. Такой порядок продаж удобен не только покупателям, но и продавцам, потому что экономит время, сокращает количество персонала, а также практически не требует складских помещений. Между тем новый способ продаж рождает и новые проблемы. В первую очередь это увеличение количества случаев воровства. Службы безопасности, вооруженные видеонаблюдением, зачастую не в состоянии проследить за каждым покупателем, и нередко воришки проносят за пазухой через кассу «лишние» товары.
Выходом из этой ситуации может стать использование систем видеонаблюдения нового поколения, способных охватить весь супермаркет в целом и интегрированных в другие информационные комплексы учета и мониторинга продаж. И сегодня такие системы уже существуют на рынке.
«Разработанная нами система видеонаблюдения «POS-Интеллект» интегрирует видеоизображение, текст из чеков и события кассового терминала, такие как отмена чека, скидка, возврат товара и т.д., — рассказывает Сергей Букреев, заместитель директора по продажам компании ITV. — Оператор на экране видит не только видеозапись, но и текст чека в виде титров. Такой подход позволяет противодействовать даже изощренным случаям воровства. Кроме того, мы создали гибкую систему запросов. Например, можно делать запросы и получать видеоинформацию из архива по потенциально опасным событиям: малая сумма чека или малое количество позиций в чеке, открытие денежного ящика без пробития чека и т.д. Система может предупреждать сотрудника охраны при возникновении подобных ситуаций и в реальном времени. Это позволяет эффективно вести оперативную работу, раскрывая уже совершенные кражи, предотвращать кражи и вычислять воров, чтобы противодействовать им в будущем. К тому же система видеонаблюдения, интегрированная с кассовыми терминалами, оказывает неоценимую помощь в разборе претензий покупателей, помогает снять подозрения с добросовестных сотрудников, а также дает возможность определять маркетинговые показатели».
Объемы воровства в торговых сетях растут с каждым годом. При этом крадут товары с полок не только покупатели, но и сотрудники. В России соотношение нечистых на руку покупателей и персонала оценивается как 7:3. Принято считать, что если потери магазина составляют менее 0,5% от оборота, то это нормально. Однако после превышения порога в 1,5% нужно принимать срочные меры.
Помимо видеонаблюдения для противодействия воровству применяется несколько способов. Во-первых, широко используются так называемые защитные метки EAS (Electronic Article Surveillance — электронное обнаружение предмета). Они наклеиваются на каждую единицу товара, и при проносе через электронные ворота на выходе включается сигнал тревоги.
Более совершенной технологией, но при этом и более дорогой является RFID-обнаружение. RFID-метка содержит в себе целую микросхему, имеет небольшие размеры и может быть помещена в незаметное место на товаре. В память метки записывается информация о том или ином продукте. Информация хранится там постоянно, и если вор все же вынес вещь из магазина, теоретически перемещение товара можно отследить. Конечно, реализовать это на практике довольно сложно и дорого, кроме того, потайные метки можно оторвать, надрезать, вывести из строя с помощью мощного электромагнитного поля. Поэтому без установки в торговых залах видеокамер не обойтись.
«Целью видеонаблюдения является не только предотвращение хищений в реальном времени, но и работа с архивом, чтобы раскрыть уже случившееся преступление, — продолжает Сергей Букреев. — Проследим механизм на конкретном примере. Представим, что один из сотрудников магазина нашел в проходе пустую упаковку от бутылки дорогого алкоголя. Значит, кто-то ее украл, а коробку выбросил. Наличие телекамеры напротив того места, где была оставлена коробка, позволяет проследить, кто ее туда положил. Это был молодой человек, который спрятал бутылку за пазуху. Главное в этом случае понять, пробил он товар при выходе или нет. Тут же из архива можно получить видеозапись с камер, находящихся над кассами. Вот подозреваемый подошел к терминалу и что-то передает кассиру. В этот момент на экран выводится запись информации из чека, на нем появляется список товаров и их цен. Алкоголя среди них нет. Факт кражи установлен. После этого можно распечатать фото воришки, полученное с одной из камер крупным планом, и показать его всем сотрудникам. А при следующем появлении молодого человека отнестись к нему более бдительно и при наличии повода провести с ним профилактическую беседу».
Между тем даже интеллектуальная система видеонаблюдения не является панацеей, например, при низкой квалификации обслуживающих ее сотрудников. «Развитие интеллектуальных систем требует и соответствующего развития персонала, — рассказывает РБК daily менеджер по информационной безопасности компании «Информзащита» Михаил Савельев. — Основная проблема при внедрении таких комплексов — это неумение ими пользоваться. Зачастую персонал, кладовщики, приемщики, экспедиторы или службы безопасности неправильно вносят данные в систему, из-за чего случается путаница и нередко нужная информация теряется. Поэтому обучение сотрудников необходимо именно в этом ключе. Нужно четко разграничить между ними обязанности по обслуживанию сервис-систем, загнать их в рамки четких правил, и тогда качество их функционирования будет повышаться».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?