Декоративное изображение
2 862

Поделиться

Иностранный бизнес позвали в Новую Москву

Определившись с концепцией развития Новой Москвы, власти начали активную рекламу присоединенных территорий на международной арене. В минувшую пятницу департамент внешнеэкономических связей города провел первое road-show среди дипломатических миссий, присутствующих в российской столице. С их помощью мэрия надеется привлечь в мегапроект иностранные инвестиции.

Москва догонит… и обгонит

«Москва выросла в полтора раза и по своим размерам теперь уступает разве что Большому Пекину», – заявил на встрече с дипломатами руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Сергей Черемин. Чтобы повторить успешный опыт китайского и европейского строительства мегаполисов, московские власти намерены привлечь за МКАД крупный иностранный бизнес.

В Новой Москве предполагается создать 2 млн рабочих мест и построить 100 млн кв. м недвижимости, напомнил Сергей Черемин. В декабре будет объявлен конкурс на разработку Генплана столицы с учетом ее новых территорий, который продлится 40 дней, сообщил заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Александр Колонтай. Реальная проектная работа займет около двух лет, добавил он.

Пока правительство Москвы не определилось, на какие преференции могли бы рассчитывать компании-инвесторы. «Но мы уже начали общение с ТПП разных стран и готовы делать презентации для иностранных компаний», – заявил Сергей Черемин. Так, Москва провела ряд road-show «для коллег из Германии».

Сегодня иностранные инвестиции в московскую экономику довольно низки, сетуют в мэрии. Из общего объема западного финансирования, в том числе банковского, которое составляет 123 млрд долл., на долю прямых инвестиций приходится всего 4,5 млрд долл. «Для российской столицы это мало, – считает Сергей Черемин. – ВРП Москвы сегодня составляет 320 млрд долл., что равно аналогичному показателю Австрии». Развитие присоединенных территорий позволит увеличить ВРП Москвы в разы, уверен чиновник.

Пока дальнее зарубежье вяло реагирует на планы российской столицы стать деловым центром мира. Совместное исследование мэрии и KPMG показало, что подавляющее большинство мировых инвестиционных и финансовых компаний ничего не слышали о планах создания в Москве международного финансового центра (МФЦ), разместить который планируется на новых территориях, в частности на землях Сбербанка в Рублево-Архангельском.

Инвестиции поставят на рельсы

Для привлечения иностранных инвестиций столичные власти обещают в ближайшее время решить проблему с законодательством о концессиях. По словам Сергея Черемина, Мосгордума готова принять соответствующий закон. Это позволит Москве использовать на новых территориях схему государственно-частного партнерства (ГЧП).

Власти считают целесообразным создать для освоения присоединенных территорий агентство и банк развития Большой Москвы, следует из презентации для дипмиссий (есть в распоряжении РБК daily). Первая структура должна заниматься непосредственно реализацией проектов, их сопровождением и документальным оформлением. В свою очередь, банк развития будет отвечать за финансирование девелоперских и социальных проектов.

Лишь по схеме ГЧП столице удастся реализовать амбициозную стройку, которая в основном развернется при создании так называемого транспортного каркаса Большой Москвы.

Приоритет отдается развитию железнодорожного транспорта и метро, протяженность которого за десять лет должна вырасти на 150 км, или на 50% от существующей инфраструктуры метрополитена, отметил г‑н Черемин. В планировочной модели московской агломерации и Большой Москвы ставка делается на развитие скоростных видов общественного транспорта, преимущественного железнодорожного – LRT (light rail transit), заявил Александр Колонтай. По его словам, в течение 50 лет Москва должна обзавестись системой LRT, способной перевозить по кольцу и диагоналям 120 тыс. пассажиров в час.

В Большой Москве предполагается развить три диаметра LRT и таким образом реабилитировать три основных ж/д направления – южное (Ярославль – Симферополь), Октябрьское (Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Казань) и ветку Смоленск – Калязин. «Наша задача – развернуть железную дорогу в город и заставить ее работать на город, – отметил г‑н Колонтай. – Создав благоприятные условия LRT, мы пересадим людей с автомобилей на электрички».

Дипломатов отправят за МКАД

На первый план выходит создание на присоединенных территориях деловых кластеров – не только высокотехнологичных промышленных и научно-инновационных, но и медицинских, заметил г‑н Черемин. По его словам, в части строительства современного диагностического кластера Москва уже ведет переговоры с институтом Хопкинса.

Актуальными остаются планы создать за МКАД административно-деловой центр с министерствами и ведомствами, заверил иностранных дипломатов чиновник. Александр Колонтай добавил, что предметом серьезных дискуссий стали вопросы, в каком объеме и в какие сроки удастся реализовать этот проект – построить новый федеральный центр.

«Вряд ли сегодня кто-то сможет предметно ответить на вопрос, какие министерства уедут из центра столицы на новые территории, а кто останется, – признался Сергей Черемин. – Этот процесс будет идти неспешно, прагматично». По словам чиновника, в пределах Садового кольца, скорее всего, останутся фронт-офисы федеральных ведомств, которые будут координировать работу с Белым домом и администрацией президента. А за МКАД уедут бэк-офисы, которые и «создают сегодня нагрузку на инфраструктуру». Дополнительно к этому мэрия Москвы изучает возможность отправить за кольцевую ряд своих структур, сообщили в столичном правительстве.

Подать пример москвичам и федералам должны иностранные дипмиссии. «Присмотритесь к новым территориям и начинайте деловую переписку уже сейчас: в России все долго делается», – предложил послам Сергей Черемин. По его словам, за МКАД можно «предусмотреть дипломатический городок».

Николай Михалев, РБК Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами