Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Иностранные компании опасаются потерять российский рынок детских товаров
Российский рынок легкой промышленности, по оценке Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, составляет примерно 3 трлн. рублей в год. Сейчас на долю отечественной продукции приходится не более 20%. В ближайшие годы объем этого рынка останется на том же уровне, незначительно колеблясь в сторону снижения или роста.
Многие отечественные производители в сфере легкой промышленности, и в частности, в индустрии детских товаров, размещали свои площадки за пределами страны. Как правило, компании выбирали развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, ориентируясь на дешевую рабочую силу. Однако с учетом девальвации рубля и удорожания производства за рубежом компании начали рассматривать возможность переноса производства в Россию. По мнению президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрея Разбродина, иностранные компании теряют из-за девальвации рубля гораздо большие объемы рынка, нежели отечественные бренды: «Если оценивать потребительский рынок, рынок готовой продукции, здесь импорт упал в среднем на 40%. Российские производители имеют больше возможностей для адаптации к существующим условиям. Они изменили свою модель и перешли во многом на производство различных материалов для последующей доработки. Этот сегмент, рассчитанный на бизнес, а не на конечного потребителя, сохраняет свои объемы».
Иностранные компании в таких условиях опасаются потерять российский рынок, как по причине девальвации рубля и падения потребительского спроса, так и в связи с тем, что Россия все больше обращается к азиатским производителям и финансовым инструментам. «Китай активно продвигает свою валюту, уже подписано соглашение о взаимных расчетах в национальных валютах Российской Федерации и Китая. Соответственно, примерно через полгода китайская и российская продукция будут значительно дешевле стоить как в части производства, так и для конечного потребителя. При этом уже сейчас иностранные компании не могут установить привычную наценку на экспортируемый в Россию товар, рискуя потерять покупателей, и теряют доходы», – говорит Разбродин. Иностранные компании также рассматривают возможность заказа нужной им продукции у российских производителей. Однако отечественные компании имеют небольшие объемы производства и не всегда могут обеспечить потребности иностранного заказчика.
Вместе с этим существует ряд сложностей, которые мешают компаниям начать производство в России. «Прежде всего, во всем мире легкая промышленность активно поддерживается государством, мы такой большой поддержки не имеем. К тому же сейчас рынок финансовых ресурсов очень сильно ограничен, дорогие кредиты затрудняют процесс инвестирования в производство. В отраслях легкой промышленности кредиты нужны даже для оборотной деятельности – а в России они сейчас очень дорогие», – считает эксперт. По этой причине иностранные компании начинают точечно приходить на российский рынок, но пока ориентируются больше не на производство продукции для итогового потребителя, а на выпуск материалов и решений для бизнеса.
Для оказания поддержки отечественным производителям Минпромторг России подготовил план мероприятий по реализации стратегии развития легкой промышленности на период до 2025 года, который включает в себя предоставление субсидий по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, доступ к кредитным ресурсам, в том числе, за счет госгарантий, обеспечение налоговых и других видов льгот, а также разработку и реализацию мер поддержки создания производственной инфраструктуры.
В части индустрии детских товаров Минпромторг России также предусмотрел ряд механизмов поддержки. В частности, для стимулирования развития производственных площадок Минпромторг России выделяет из федерального бюджета средства на поддержку создания и развития индустриальных парков индустрии детских товаров. Индустриальные парки должны объединить производителей детских товаров в Российской Федерации и стимулировать создание новой отечественной продукции.
Для упрощения процедуры получения кредитов на реализацию инвестиционных проектов, Минпромторг России предусмотрел механизм компенсации части процентных выплат по кредитам. Компания может претендовать на такую финансовую помощь, если она на заемные средства строит новые производственные площадки. Также есть возможность получить частичную компенсацию по лизинговым платежам за оборудование, используемое в рамках инвестиционных проектов.
В целом, по мнению Андрея Разбродина, существующая сложная экономическая ситуация на российском рынке и в мире ─ классический случай кризиса перепроизводства: «Сегодня благосостояние даже в развитых странах не растет такими темпами, как росло прежде. Возможности мирового производства выше, чем возможности мирового потребления. Это приводит к избытку товара, падению потребительского спроса и различным экономическим проблемам в странах».
Юлия Грачиновская, Коммуникационный центр «Индустрии детских товаров»
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.