Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инициатива властей Москвы по маркировке ГМ-продуктов стала камнем преткновения между ритейлом и поставщиками
Продукты, теоретически свободные от генных модификаций, могут влететь москвичам в копеечку. Инициатива правительства Москвы о добровольной маркировке «Не содержит ГМО» на товарах постепенно превращается в принудиловку. Торговые сети просят поставщиков снабдить продукцию подобной маркировкой. Но, по словам ряда экспертов, инициатива может привести к подорожанию основных продуктов питания на 15%, а предлагаемые тесты на наличие ГМО являются крайне ненадежными.
Напомним, что постановлением московского правительства «О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов» предусмотрена возможность добровольной маркировки «Не содержит ГМО» на ряде товаров. Для этого им предстоит пройти сертификацию в подведомственных лабораториях. Список таких лабораторий (всего их 16) уже утвержден.
Однако по мнению производителей, добровольная мера все больше становится похожа на принудительную. А кроме того, вводит потребителей в заблуждение.
Лига защиты потребительского рынка и еще 9 организаций, представляющих интересы производителей продуктов и напитков, обратились к мэру Юрию Лужкову с официальной просьбой разобраться в ситуации. Ведь по закону «О защите прав потребителей» обязательно фиксируется только наличие ГМО в продукте, в то время как сейчас предпринимателей заставляют доказывать отсутствие такового.
«По действующему законодательству мы обязаны маркировать содержание ГМО выше 0,9%, и этим требованием мы следуем. Но добровольная маркировка «Не содержит ГМО», вводимая Москвой, – это создание предпосылок для давления на производителей и на торговые сети, – заявила газете ВЗГЛЯД управляющий комитетом по СМИ и рекламе содружества производителей фирменных торговых марок «Русбренд» Анастасия Прыгунова. – А предлагаемый правительством уникальный тест-метод по выявлению ГМО покажет его даже в табуретке».
В то же время в ассоциации «Биологическая, экологическая и продовольственная безопасность» инициативу правительства Москвы одобряют. Президент ассоциации Игорь Митрохин заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что проверять нужно именно всех подряд, иначе производители окажутся в неравных условиях. «Обязательной маркировке подвергаются только продукция с содержанием ГМО выше 0,9%, но это очень неточный показатель. И производители, которые не добавляют трансгенов вообще, оказались в неравных условиях с теми, у кого ГМО в продукции присутствует».
Теперь производитель может соответствующим образом свою продукцию маркировать. А может и не маркировать, подчеркивает Митрохин. «По закону «О защите прав потребителей» и по Конституции РФ гражданин имеет право на достоверную информацию. Купите вы трансгенную сосиску за 120 рублей, а потом из вас еще 4000 долларов вытянут на лечение», – заявляет специалист. По его словам, любые траты и действия в этом случае оправданы.
Другое мнение по этому вопросу имеет президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Александр Баранов. В интервью газете ВЗГЛЯД он предложил запретить ГМО в принципе. «Вред, как и безвредность, не доказан. Мы считаем, что единственный выход до проведения опытов и получения результатов – вообще запретить использование всех разрешенных на сегодняшний день 16 линий трансгенных культур: четырех – картофеля, пяти – кукурузы, трех – сои, трех – сахарной свеклы, одной – риса», – заявил Баранов.
Позиция ОАГБ в принципе идет вразрез и с линией Москвы, и с претензиями производителей. «Видимо, госпожа Прыгунова достаточно хорошо изучила этот «табуретно-чиповый метод», что позволяет себе усомниться в его возможностях, хотя над его разработкой работало два института Российской академии наук», – сказал Баранов.
Между тем, как сказано в информационной записке, направленной в «Русбренд» центром по испытаниям и сертификации пищевой продукции «Тест-Пущино», «для проведения испытаний на наличие ГМО пользователей фактически принуждают использовать специализированное, не имеющее аналогов на рынке оборудование, монопольно выпускаемое ООО «Биоконтроль», что грубо противоречит принципу независимости испытательных лабораторий». И далее: «описываемый метод не выдерживает никакой критики с точки зрения идентичности»; «все приведенные в документе «трансгенные последовательности» могут обнаруживаться в ГМО, однако каждая из этих последовательностей встречается и в природе».
В качестве примера приводится промотор 35S (участок генома, взятый из растительного вируса мозаики цветной капусты и являющийся началом вставляемой генной конструкции), который может встречаться в капусте, если она поражена этим вирусным заболеванием. «Другими словами, – отмечает Прыгунова, – полежала у вас картошка на складе рядом с капустой, и если хотя бы одна молекула мозаичного вируса на нее попала, то чип со 100% гарантией даст положительный результат о наличии в картошке ГМО».
Списки подлежащих исследованию товаров уже разосланы по лабораториям (подобный список имеется в распоряжении газеты ВЗГЛЯД). В числе наименований фигурируют чай, кофе, овощи, фрукты, масла, сыры, колбасы, макаронные и хлебобулочные изделия, а также практически все полуфабрикаты. Таким образом, в нем представлены практически все основные продукты «потребительской корзины».
Претензии к списку есть и у производителей, и у ОАГБ. Так, по заверениям Баранова, капуста (а равно чай и кофе) в принципе не фигурирует в списках ГМ-линий, разрешенных к использованию на территории России, и о ее маркировке вообще не может быть и речи.
И, тем не менее, как значится в письме за подписью замруководителя Департамента потребительского рынка города Анатолия Кочеткова, направленном в московские магазины, «в случае выявления нарушений в информировании потребителей поставщики и ваше предприятие будут внесены в реестр недобросовестных продавцов, широкая информация о которых будет размещена в СМИ».
Реакция со стороны торговых компаний (в их числе «Копейка», «Седьмой континент», «Пятерочка» и ряд других) не заставила себя ждать. Торговые сети разослали своим поставщикам информационные записки с «настоятельными рекомендациями» обеспечить маркировку «Не содержит ГМО» на поставляемых товарах.
«Таким образом, – заявляет Прыгунова, – добровольная маркировка превращается в принудительную». Фактически, производителей вынуждают делать специальную упаковку для Москвы и Екатеринбурга, где инициатива схожая, только маркировка должна гласить «Не содержит ГМИ» (генно-модифицированные источники). «Стоимость предлагаемого теста – 3500 рублей без НДС. И это только на один продукт в упаковке, – продолжает Прыгунова из «Русбренда». – Одна из маленьких компаний, входящая в наше содружество и специализирующаяся на кофе, посчитала, что ей это обойдется в дополнительные 120 тыс. для каждой партии. По нашим расчетам, по наиболее низким ценовым категориям увеличение составит до 15% цены».
Однако, как заявили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в дирекции отдела продаж сети универсамов «Алые паруса», никакие санкции к «отказникам» не предусмотрены: «Постановление правительства гласит о добровольной маркировке, и расторгать договора с поставщиками мы не собираемся. Разбираться будем по итогам проверок».
«Но ведь предлагаемый метод не выдерживает никакой критики, – настаивает Прыгунова. – Чтобы быть абсолютно уверенным, что продукт ГМО не содержит, его надо прослеживать от «поля», от посевного материала до его развоза в абсолютно герметичных контейнерах. Да, магазины с такой продукцией есть в Европе, есть даже в Москве – в районе Рублевки, но цены в них заоблачные».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?