Декоративное изображение
7 413

Поделиться

INFOLine: супермаркеты и гипермаркеты стагнируют или уходят в минус, а дискаунтеры и онлайн-продажи активно растут

Краткий срез по лидерам FMCG-рынка, динамике и прогнозах розничной торговли в России представил основатель и глава группы компаний INFOLine Иван Федяков на WorldFood Moscow.

Фото: Art_Photo/shutterstock

Art_Photo/shutterstock

Если проследить динамику продаж продуктов питания, то в деньгах она положительная, что связано с ростом цен на рынке. Но в натуральном выражении продажи товаров в последние годы не растут, а значит происходит перераспределение между каналами и компаниями. В частности, супермаркеты и гипермаркеты стагнируют или уходят в минус, а дискаунтеры и онлайн-продажи показывают положительный рост.

Источник: INFOLine

Источник: INFOLine

На Топ-100 FMCG-ритейлеров приходится больше половины оборота продуктов питания в России. Доля десяти крупнейших ритейлеров составляет 38,5% от объема продаж, а по итогам 2023 года она может достичь 40% всего оборота продуктов питания. В частности, тенденция связана с тем, что лидеры рейтинга суммарно управляют почти 100 тыс. магазинами в стране.

Источник: INFOLine

Источник: INFOLine

Инвестиционная активность в 2023 году находится на прежнем уровне: по итогам первого полугодия открыто около 1 млн кв. метров торговых площадей в сегменте FMCG. Иван Федяков отмечает, что это достаточно много и примерно на уровне докризисного показателя, за исключением периода пандемии в 2020 году.

Самыми растущими и инвестиционно-активными стали лидеры отрасли — X5 Group и «Магнит», которые открыли с начала года больше 1 тыс. новых магазинов. При этом они занимаются также поглощением региональных ритейлеров, в частности, «Магнит» купил «Дикси», а X5 Group — «Красный Яр», «Слату» и калининградскую сеть «Виктория».

Третье место заняла сеть «Красное и Белое», точки которой открываются феноменальными темпами: в 2022 году объединенная компания «Красное и Белое» и «Бристоль» открыла около 4 тыс. алкомаркетов в стране. «В 2023 году мы ожидаем, что этот показатель будет перекрыт, потому что за первое полугодие было открыто более 2 тыс. магазинов сети, а на вторую половину года обычно приходится большее количество открытий. Поэтому мы полагаем, что не менее 5 тыс. новых алкомаркетов будет открыто по всей территории нашей страны у этой торговой компании», — подчеркнул Иван Федяков.

Источник: INFOLine

Источник: INFOLine

Дискаунтеры стали наиболее востребованным форматом, который может расти наравне с лидерами рынка. Основу рейтинга составляют дискаунтеры — «Светофор», «Доброцен», «Победа», Fix Price. В таких сетях доля собственных торговых марок на уровне 20% и более, но в ближайшие 3–5 лет СТМ займут больше половины ассортимента таких точек.

Крупные сети также планируют открытие дискаунтеров, а многие ритейлеры делают ставку именно на этот формат. Учитывая, что есть независимые сети («Светофор» и «Доброцен»), которые также продолжают расти, в этом формате увеличивается конкуренция за долю и покупателей. Все это приводит к дифференцированию магазинов.

Источник: INFOLine

Источник: INFOLine

По итогам первого полугодия 2023 года, крупнейшая тройка ритейлеров продолжает расти двузначными темпами, за исключением сети «Магнит». Но открываться становится все сложнее из-за роста конкуренции. В первой десятке сетей есть также отрицательная динамика — Metro и «Лента» уходят в глубокий минус по итогам периода.

В онлайн-продажах позитивной динамики больше — «Магнит» и X5 Group недавно включились в гонку и подходят к лидеру в этом канале, сети «ВкусВилл».

Источник: INFOLine

Источник: INFOLine

Во втором квартале сопоставимые продажи лидеров продуктового ритейла в глубоком минусе — гипермаркеты «О’Кей» (- 4,8%), малые форматы сети «Лента» (- 9%) и Fix Price (- 7,9%), Metro (- 2,7%). Среди причин Иван Федяков называет рост конкуренции, макроэкономические факторы, проблемы с демографией.

INFOLine: нехватка персонала, колебания курса валют и дорожающие кредиты создают новую реальность на потребительском рынке

INFOLine: нехватка персонала стала проблемой номер один для российских ритейлеров и производителей

Яна Морозова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами