Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инфляция заставляет россиян пересматривать свои возможности
Четвертая часть россиян считают, что за последние три месяца их материальное положение ухудшилось. Об этом свидетельствуют результаты исследований Росстата, оценившего потребительские ожидания граждан за второй квартал 2008 года.
Ежеквартальные исследования потребительского поведения россиян Росстат проводит с 1998 года. В них принимают участие 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше, проживающих во всех регионах, кроме Чечни. Статистики констатируют, что индекс потребительской уверенности (отражает совокупные потребительские ожидания населения) составил во втором квартале -2%. По сравнению с первым кварталом и со вторым кварталом 2007 года индекс снизился примерно на 2 процентных пункта.
Россияне почувствовали, что стали жить хуже. Ухудшение отметили 26% опрошенных — во втором квартале прошлого года такого мнения придерживался 21% респондентов. При этом ощущения, что будет еще хуже, терзают 14% участвующих в опросе (против 9% в прошлом году). Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во втором квартале составил -2%, хотя в первом люди выше оценивали свои финансовые возможности (-1%). В прошлом году россияне смотрели в будущее увереннее (+1%).
В России по-прежнему преобладают потребители-пессимисты (индекс оценки текущего личного материального положения составил -13%) и те, кто не готов совершать крупные покупки (индекс оценки благоприятности условий для крупных покупок также отрицательный: -15%). Во многом плохое настроение потребители объясняют неблагоприятной экономической ситуацией: доля респондентов, указавших на ее ухудшение, составила 22 против 19% в первом квартале и 14% за аналогичный период прошлого года.
Эксперты называют две главные причины недовольства граждан. Первая — высокий уровень инфляции. Только за полгода рост потребительских цен составил 8,7%, и люди пока не ждут снижения темпов инфляции. «Довольных своим материальным положением все еще немало, и это связано прежде всего с ростом реальных доходов населения в ряде регионов, — отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Однако если инфляция будет опережать рост доходов, то картина резко изменится».
Вторая причина — стремительный рост цен на недвижимость. «Граждане хотели бы улучшить жилищные условия, в том числе за счет ипотеки, — поясняет генеральный директор ЗАО «Финэкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. — Но постоянное удорожание жилья заставляет пересматривать свои финансовые возможности».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?