Декоративное изображение
5 014

Поделиться

Инфляция в РФ замерла благодаря сезонному удешевлению плодоовощей

В период с 18 по 24 августа Росстат впервые в 2009 году зафиксировал нулевую инфляцию — главным образом благодаря сезонному снижению цен на плодоовощную продукцию. В Минэкономики считают, что сезонной дефляции в августе—сентябре 2009 года не будет, хотя в ЦБ на нее рассчитывают, экономисты же ожидают ускорения инфляции к концу года. Неопределенности поведению цен добавляет динамика денежной массы, которая после пяти месяцев роста в июле 2009 года сократилась на 0,3%. Вчера Росстат впервые в 2009 году отчитался о нулевой инфляции — период неизменения цен, оцениваемых статведомством по упрощенной методике понедельно, зафиксирован с 18 по 24 августа. С 1 по 24 августа потребительские цены выросли на 0,2%, а с начала года их рост составил 8,3% против 9,5% за соответствующий период 2008 года. Основной причиной замедления инфляции является сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию, которые с 18 по 24 августа понизились на 3,6%. Накануне Росстат привел статистику международных сравнений за июль, в которой отмечал: изменение цен на овощи в РФ в январе—июле составило 137,6% против 96,1% (снижение цен) в Евросоюзе. Впрочем, искомой денежными властями сезонной "плодоовощной" дефляции не будет в силу роста цен на бензин: за прошедшую неделю они увеличились на 0,9%. В Минэкономики на дефляцию уже не рассчитывают. В прошедший понедельник замглавы министерства Андрей Клепач заявил, что в августе рост потребительских цен составит 0,3-0,4%. "По сентябрю инфляция может быть ниже, чем в августе, хотя не думаю, что будет ноль",— пояснил он. В то же время первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев не исключал, что в августе будет отмечена нулевая или отрицательная инфляция. Прогнозы неправительственных экономистов относительно инфляции в 2009 году отличаются более существенно. Часть (в числе них, например, Merrill Lynch, УК "Финам Менеджмент") прогнозирует ее замедление до 9-10%, есть эксперты (например, эксперты "Уралсиба", Альфа-банка), которые полагают, что у инфляции есть все шансы увеличиться к концу года, на фоне роста цен на нефть и бюджетных расходов во втором полугодии 2009 года, оправдав официальный прогноз в 12-12,5%. Одним из ключевых факторов, влияющих на динамику потребительских цен, является денежное предложение, или динамика денежной массы (М2), очередные сведения о динамике этого агрегата появились вчера. После сокращения в феврале по сравнению с январем 2009 года (на 11%) в силу резкого денежного сжатия, М2 ежемесячно увеличивался, хотя в годовом выражении денежная масса продолжала сокращаться (по данным ЦБ за семь месяцев 2009 года в годовом выражении она уменьшилась на 7,7%, с 14,2 трлн руб. до 13,1 трлн руб.). В июле же в сравнении с июнем денежная масса сократилась — на 0,3%. Экономисты считают, что сокращению М2 в июле во многом послужили ожидания девальвации рубля осенью 2009 года. По оценкам Алексея Моисеева из "Ренессанс Капитала", отток иностранного капитала в июле составил $10 млрд, "$6-7 млрд которого было компенсировано притоком по текущему счету: скачки курса рубля в середине июля как раз объясняются покупками $7 млрд для крупного российского экспортера, говорит эксперт. На рынке покупателем называют "Газпром" и "Роснефть", "но это только догадки", констатирует он. "После этого разговоры о возможной осенней девальвации рубля подогрели бегство из рублевых активов",— говорит господин Моисеев. С тем, что слухи о девальвации в июле могли спровоцировать бегство из рублевых активов, согласны и Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank, и Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Впрочем, окончательно судить о масштабах бегства можно будет после публикации ЦБ июльской динамики денежной базы, которая включает валютные депозиты банков. Еще одной возможной причиной сокращения М2 в июле экономисты называют продажу ЦБ валюты из резервного фонда на покрытие дефицита бюджета. "В экономику полученные рубли от продажи долларов из фонда не вернулись, они остались на корсчетах Минфина в ЦБ, связав денежную массу",— говорит Владимир Тихомиров из "Уралсиба". Неопределенность с динамикой денежной массы тем временем добавляет неопределенности масштабам инфляции осенью-зимой 2009 года. Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами