Декоративное изображение
3 728

Поделиться

Инфляция устала расти

Аналитики предсказывают ее сокращение до 10% в 2009 году

В апреле 2009 года инфляция составила 0,7% — в два раза меньше, чем в апреле 2008 года, сообщил вчера Росстат. Рост потребительских цен замедляется благодаря тому, что девальвационный эффект фактически перестал оказывать влияние на цены импорта, а потребительский спрос продолжает активно снижаться. В годовом выражении в апреле 2009 года инфляция все еще составляла 13,3%, но большинство опрошенных “Ъ” экономистов убеждены, что по итогам года потребительские цены могут снизиться до 9–10%.

Согласно опубликованным вчера данным Росстата, инфляция в апреле 2009 года выросла всего на 0,7% — ровно в два раза меньше, чем в апреле 2008 года. При этом в последние две недели апреля еженедельные1 темпы роста потребительских цен сократились до 0,1%. Существенное замедление инфляции в апреле послужило тому, что накопленный с начала 2009 года рост потребительских цен оказался меньшим, чем за соответствующий период 2008 года, 6,2% и 6,3% соответственно. Базовая, или монетарная, инфляция, которая в определении Росстата «исключает изменение цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер», в апреле 2009 года замедлилась до 0,8% по сравнению с 1,3% в апреле 2008 года.

Как правительство, так и независимые экономисты ожидали замедления темпов роста потребительских цен, но апрельская цифра оказалась для всех неожиданной. «Я не думал, что инфляция сократится столь существенно»,— говорит Владимир Тихомиров из «Уралсиба». Минэкономики ожидало, что в апреле цены вырастут на 1,1–1,2%. Господин Тихомиров отмечает, что основными краткосрочными факторами, повлиявшими на сокращение инфляции в апреле, стали падение цен на бензин — на 14,8% по сравнению с апрелем 2008 года и падение цен на плодоовощную продукцию — на 3% в годовом выражении. По мнению экономиста, основным фактором снижения цен на бензин, фрукты и овощи стало сокращение потребительского спроса — традиционно весной цены на плодоовощную продукцию растут.

Большинство опрошенных “Ъ” экономистов полагают, что начиная с апреля произошел перелом тенденции: теперь потребительские цены будут снижаться. Главным образом это будет происходить благодаря тому, что эффект девальвации рубля, который отражался в росте импортных цен весь первый квартал 2009 года, в апреле фактически был исчерпан, а сокращение доходов домохозяйств (см. “Ъ” от 28 апреля) и рост безработицы будут в обозримой перспективе существенно ограничивать спрос и цены. «По товарным группам, где доля импорта высока, рост цен существенно замедлился»,— говорит Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. «Те, кто сейчас борется с инфляцией, борются с ветряными мельницами»,— отмечает Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала» и добавляет, что факторов, которые могут привести к росту потребительских цен до конца года, нет. С ним соглашается и Юлия Цепляева из Merrill Lynch, добавляя, что официальный прогноз инфляции на уровне 13% в 2009 году в сопровождении рецессии является нелогичным.

В апреле годовая инфляция еще составляла 13,3%, но в Merrill Lynch полагают, что в 2009 году она сократится до 9%, прогноз «Ренессанс Капитала» чуть более пессимистичный — 10%. В начале апреля первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев не исключал, что по итогам года рост потребительских цен может составить меньше 12%.

Впрочем, Владимир Тихомиров из «Уралсиба» не торопится пересматривать свой прогноз и считает, что инфляция в 2009 году будет не менее 13%, связывая это с набором рисков, включающих в себя вероятность низкого урожая, возможность всплеска инфляции в мировой экономике, накачанной «антикризисными» деньгами, и ухудшение мирового экономического климата, что может привести к повторной девальвации в России.

Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами