Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инфляция для каждого второго россиянина оказалась выше официальных цифр
Цены за январь — октябрь, по данным Росстата, выросли на 9,3%. Но для самых бедных россиян инфляция составила 11,5%, а для самых богатых — 9%, рассчитал Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) по просьбе «Ведомостей».
Рост цен для разных доходных групп не одинаков, поскольку отличается структура расходов: бедные больше тратят на продукты, богатые — на технику и развлечения. Росстат делит все население на 10 групп: первую представляют 10% наименее обеспеченных, последнюю — 10% самых высокодоходных. Используя коэффициенты Росстата для расчета индекса потребительских цен, в ИКСИ подсчитали инфляцию для всех 10 групп с учетом структуры расходов каждой.
Для граждан со средним уровнем доходов (пятая и шестая группы) инфляция к началу ноября составила 10,1%, рассказывает начальник отдела ИКСИ Наталья Шварева. Средний уровень доходов россиян, по данным Росстата на сентябрь, — 12 500 руб. в месяц. По оценкам Шваревой, ниже этого уровня — около 50% населения. Таким образом, почти для половины россиян инфляция на 1,5-2,2% выше официальных цифр.
Скачок цен на продовольствие тоже по-разному сказался на кошельках потребителей, говорит Шварева. Для двух самых бедных групп, тратящих на продукты около 60% всех расходов, они подорожали на 13,6%. Для двух самых богатых, у которых на питание приходится 40% трат, рост составил 11,6%. Но в ноябре-декабре продовольствие подорожает как раз для самых обеспеченных, полагает Шварева: ритейлеры поднимут цены на премиум-сегмент, чтобы компенсировать фиксацию цен на социально значимые продукты.
Для самых бедных инфляция по итогам года приблизится к 15%, а накопленный рост цен на продовольствие превысит 15% уже в ноябре, говорит Шварева. Еще в августе, до скачка цен на продукты, наименее обеспеченная часть россиян оценивала для себя инфляцию в 36%, наиболее обеспеченная — в 20%, вспоминает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
Люди со средним и высоким доходами выигрывают от укрепления рубля, отмечает Игорь Поляков из ЦМАКП. В структуре их затрат доля импортных товаров в 1,5-3 раза выше, чем у малообеспеченных. А цены на эти товары и услуги растут незначительно или вообще снижаются, отмечает Поляков. Высокая общая инфляция в стране всегда сильнее бьет по бедным, резюмирует Александр Морозов из HSBC Bank. Помимо разницы в тратах обеспеченные граждане имеют больше возможностей защитить свой доход от инфляции посредством инвестирования, говорит Морозов.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?