Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Индекс потребительского доверия пережил самое значительное снижение во всем мире
Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
Minerva Studio/shutterstock
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG-бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Nielsen: Российский потребительский рынок ждет стагнация.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?