Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Импортного алкоголя становится все меньше
Эксперты Центра разработки национальной алкогольной политики подготовили отчет по импорту алкогольных напитков и пива в Россию. Полученные данные говорят о существенном снижении объема ввозимого алкоголя, а также о снижении его стоимости.
Данные отчета показали, что импорт крепких спиртных напитков (КСН) в апреле составил 9 млн литров, что на 33,8% меньше, чем за апрель прошлого года. На 45,7% меньше завезли и вермутов — всего 1,63 млн литров. В сегменте пива показатели пока не столь серьезные — -18,3%. Зато снижение объема поставок виноматериалов заставляет задуматься о том, из чего российские производители делают вино — в апреле сокращение составило 69,1%. Среди всего алкоголя, ввозимого в РФ, рост показывает только сегмент шампанских и игристых вин —28,8%. В тоже время эксперты отмечают, стоимость ввозимых вин продолжает снижаться — на 20-60%, в зависимости от вида продукции.
Говоря о развитии импорта в октябре 2008 по март 2009, следует отметить, что до октября прошлого года с поставками алкоголя в Россию все было в целом вполне благополучно. В IV квартале на прилавки поступала продукция, которую импортеры заказали еще до кризиса. Однако уже в октябре у поставщиков начались финансовые проблемы, из-за которых на таможне скапливались грузы. С грузами разобрались, но, как считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, даже в этих условиях был виден спад по целому ряду показателей. Уже в конце прошлого года многие импортеры вынуждены были отказываться от акцизной марки, договаривались с производителями о «замораживании» отношений до марта 2009 года. При этом в четвертом квартале значительное количество операторов рынка, прежде всего из регионов, прекратили самостоятельную деятельность и перешли «под крыло» крупных импортеров.
Как объяснил BFM.ru Вадим Дробиз, ничего неожиданного в сегодняшних показателях импорта нет. «Самая главная причина – снижение потребления. Нужно понимать, что весь импортный алкоголь в нашей стране дорог. Импортной водки по средней цене в наших магазинах вы не найдете». По его словам, зарубежный алкоголь потребляла обеспеченная часть населения и средний класс, который за ними тянулся. «Богатые и сейчас продолжают покупать алкоголь премиум-класса, а все остальные переходят на более дешевый. Полагаю, что в ближайшие два года алкогольный рынок обречен на снижение потребления премиального алкоголя минимум на 25%».
Директор ЦИФРРА рассказал BFM.ru, что сейчас заметно, что россияне переходят на отечественную водку. «В кризис рост потребления крепкого алкоголя был ожидаем. Потребление водки выросло в объеме не менее чем на 5%. Из-за того, что импортная водка все же относится к премиальному сегменту, люди все чаще покупают российские напитки. Правда, насколько выросло потребление отечественной водки подсчитать трудно». Также в сегменте КСН импортеры заметили, что основной объем падения происходит за счет снижения импорта коньяков, главным образом из Франции. «Основная причина — потребители и, соответственно, импортеры в связи с кризисом переориентировались на более дешевую продукцию из Армении, Молдовы и других стран. В апреле 2009 года импорт коньяков увеличился, но данные одного месяца для нас не являются достаточно показательными, чтобы делать какие-то выводы»,— комментирует спад импорта коммерческий директор компании-таможенного брокера ILS Татьяна Карцева
Падение импорта в пивном сегменте дистрибуторы объясняют несколькими причинами. «Значительную долю импортируемого пива составляет недорогая продукция украинского производства, поэтому здесь серьезного перераспределения в сторону более дешевого ценового сегмента не произошло, — рассказала BFM.ru Карцева.— Что же касается некоторого падения объемов импорта по сравнению с прошлым годом, то оно вызвано как увеличением производства пива зарубежных брендов на территории России, так и, возможно, некоторой перестраховкой импортеров, пострадавших в прошлые годы от холодной летней погоды, когда большое количество ввезенной продукции осталось невостребованной».
В отношении поставок игристых и шампанских вин эксперты отмечают, что увеличение импорта вполне предсказуемо. Татьяна Карцева объяснила, что с мая по апрель — второй в году пик поставок игристых и шампанских вин (после новогодних праздников). На этот период приходятся школьные праздники — последний звонок, выпускные вечера, а также большое количество свадеб и различных торжеств. Поэтому увеличение объема импорта может быть вполне связано со значительными заказами под данные мероприятия. Однако сама компания поставки игристых и шампанских вин в апреле по сравнению с прошлым годом не увеличивала.
Вадим Дробиз добавляет, что сейчас идет восстановление рынка импортных вин: «Семь месяцев поставщики приходили в себя, а теперь взялись за ум. Потому что еще несколько месяцев назад была угроза того, что в мае или в июне в стране будет дефицит алкоголя». Но несмотря на усилия поставщиков в целом по году ожидается снижение. «Если осенью произойдет прогнозируемый дополнительный социально-экономический кризис, то максимальный спад поставок шампанских и игристых вин составит 25%. Если нового витка кризиса не будет, спад не превысит 15%».
Помимо роста в сегменте шампанских и игристых вин, эксперты ЦИФРРА зафиксировали в марте рост импорта тихих вин. В этом месяце спад импорта виноградного вина сократился до -8,6% с -44% в январе и -29% в феврале.
Спад же по импорту виноматериалов аналитики считают просто «грандиозным». Уже в январе-марте он составлял 40%, а сейчас дошел до 69,1%. «Лучше и не думать о том, из чего сегодня делают самое дешевое и массовое вино в России», — считает Дробиз.
Интервью
Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.