Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Импорт убит, инвестиции застрелились
В России встало все: никто не покупает новые станки, никто не инвестирует в расширение производства. Докризисные темпы роста остаются для экономики недостижимой мечтой
Рост российского импорта остановился. Уже почти год в страну ввозят примерно одинаковое количество иностранных продуктов, станков и автомобилей. Но, к сожалению, это не признак возрождения отечественной промышленности. Это, скорее, признак надвигающихся бед – экономика не может долго расти на одних государственных инвестициях.
Пока реальные доходы населения растут довольно медленно, никто, кроме государства, не будет инвестировать в расширение производства. Стагнация импорта – это понятный сигнал: инвестиционная привлекательность России падает. В июне стоимость российского импорта, по оценке Банка России, составил $27,3 млрд. Это на 1,8% меньше, чем в июне 2011 года и на 1,9% меньше, чем в мае, если скорректировать эти данные на эффект сезонности.
Российский импорт стагнирует уже год
Еще в марте эксперты связывали замедление роста импорта с удовлетворением отложенного спроса на автомобили и другие крупные покупки, а также с ростом спроса на отечественную продукцию. Сегодня оптимизма у них поубавилось.
Сергей Пухов из Центра развития Высшей школы экономики:
Это сигнал о том, что российские компании не собираются инвестировать.
- На импорт из стран дальнего зарубежья – Европы, Китая, США и других – приходится 85% российского импорта. В последние 12 месяцев импорт из этих стран колеблется в довольно узком диапазоне: $23-26 млрд, если учесть эффект сезонности.
- 53% импорта из этих стран – это продукция машиностроения, то есть различное оборудование, необходимое для создания и расширения производства. Однако с начала года импорт такой продукции замер на уровне $12 млрд.
Импорт машиностроительной продукции замер
- То же самое произошло и с инвестициями в основной капитал. Сначала стагнацию инвестиционной активности связывали с выборами, но компании не начали инвестировать и после того, как они закончились.
- В ЦР это связывают с закручиваем «политических гаек», которое ухудшает качество институтов и замедляет рост экономики. Это может и в дальнейшем заморозить рост инвестиций и инвестиционного импорта, которые необходимы для модернизации экономики, особенно после вступления России в ВТО.
- Но российском импорте также сказалось создание Таможенного союза. Импорт из СНГ снижался также в течение года: если в мае прошлого года он составлял $4,2 млрд, то в мае этого года – $3,8 млрд. В июне он вырос на 6,5% к маю. Однако вряд ли это может переломить общую тенденцию в динамике импорта.
Владимир Тихомиров, ФК «Открытие»:
от стагнации импорта российские компании не выиграют
После кризиса импорт рос на 30-40% в год, прежде всего, из-за эффекта низкой базы. Нельзя было предполагать, что импорт будет расти такими темпами бесконечно. У стагнации импорта есть две основные причины:
- Инвестиционный спрос. За первое полугодие инвестиции выросли лишь на 10%, а в этом году рост составит примерно 8%. Это далеко не те 15-20%, которые были до кризиса.
- Потребительский спрос. Розничная торговля пока показывает неплохие результаты, но реальные доходы населения растут лишь на 3-4% в год. Если разложить импорт на составные части, до кризиса большую часть импорта составляли автомобили. После спада продаж во время и сразу после кризиса они вновь начали активно расти. Однако в последние несколько месяцев объем продаж автомобилей почти не растет.
Импорт будет расти быстрее если сильно увеличатся доходы населения или инвестиции, но этого вряд ли стоит ожидать.
- Рубль в последние время стал более волатильным, но сейчас нет явной тенденции на его укрепление или падение. Соответственно это не может серьезно поддержать российские компании.
- Нет тенденций, которые бы способствовали повышению конкурентоспособности компаний.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.