Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Импорт мяса тормозит девальвация
Импортеры мяса практически приостановили поставки в Россию в начале 2015 года, свидетельствуют данные Минсельхоза. Главная причина – девальвация рубля.
Меньше мяса
Импорт мяса с 1 по 26 января 2015 года снизился в пять раз по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 10,2 тыс. т, говорится в материалах Минсельхоза со ссылкой на предварительные данные ФТС (в них пока не учтены поставки из Белоруссии и Казахстана). Практически не было завоза свинины – поставки упали в 11 раз, до 1,73 тыс. т. Импорт говядины снизился в 5,2 раза, до 1,79 тыс. т, мяса птицы – в 1,6 раза, до 5,8 тыс. т.
Санкции не имеют никакого отношения к падению импорта мяса, говорит глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Свинину из ЕС и США в Россию перестали ввозить еще в начале 2014 года из-за африканской чумы, говядину – из-за запрещенных препаратов, которые Россельхознадзор обнаружил в импортной продукции, а по птице Россия обеспечивает себя самостоятельно почти полностью, напоминает он.
Главная причина – девальвация рубля, из-за которой импортерам приходится ввозить мясо себе в убыток, говорит Юшин. По его оценкам, во второй половине 2014 года импортеры теряли в среднем около $1 с каждого ввезенного килограмма, а их суммарные убытки могли составить около $300 млн. Пока импортеры продолжают продавать запасы, работая в минус.
«Бизнес станет возможен только после того, когда цены в России вырастут, обеспечивая прибыль хотя бы 10%. А это, учитывая падение спроса, вряд ли станет возможно в ближайшее время», – отмечает Юшин. Исключение, по его словам, составляет говядина, дефицит которой остро ощущается на внутреннем рынке.
Спрос поможет
Несмотря на падение импорта, дефицита продовольствия в России нет и не будет, уверен президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Во-первых, падает покупательная способность населения, а за ней – и потребление мяса. Во-вторых, внутреннее производство растет за счет инвестиционных проектов, запущенных в прошлые годы, – в среднем по птице и свинине рост в прошлом году составил 6%, рассуждает эксперт. В 2015 году рост сохранится, хотя его темпы замедлятся, прогнозирует он.
По итогам 2013 года объем потребления мяса и мясной продукции на человека в России в год составлял 75 кг. Для сравнения: в развитых странах он составил почти столько же – 75,9 кг (по данным Продовольственной организации ООН).
Общий объем потребления мяса и мясных продуктов в России в 2013 году составил 10,6 млн т, в 2014-м он должен снизиться на 4–5%, говорит Мамиконян. В 2015 году из-за снижения реальных доходов населения произойдет уменьшение еще на 10% – до 65 кг на человека в год. Это сравнимо с потреблением в таких странах, как Венгрия, Литва или Латвия. По его прогнозам, в 2015 году весь рынок мяса в России составит 9,295 млн т (в убойном весе), это будет соответствовать объемам российского потребления (по данным Росстата, за 2013 год в России было произведено 12,2 млн т). Импорт составит не более 500 тыс. т, но и он будет лишним, считает Мамиконян.
«В январе 2015 года оптовые цены на птицу и на свинину в России упали на 5% – это означает, что предлагаемая российской отраслью продукция и спрос населения сбалансирован и места для импорта просто нет», – объясняет он.
Кто замещает импорт
Российские агрохолдинги частично выигрывают от снижения импорта, отмечает директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «Конкурентоспособность российского мяса на отечественном рынке действительно сильно повысилась, и сейчас наблюдается рост производства (по данным Росстата, всего по мясу и мясной продукции – на 13,3% по итогам 2014 года), пусть и инерционный», – говорит он.
Уже опубликованные предварительные операционные результаты двух российских агрохолдингов – «Черкизово» и «Мираторга» – подтверждают, что они стали бенефициарами падения рубля. «Мираторг» за 2014 год увеличил производство свинины на 4% (до 370 тыс. т в живом весе против 356 тыс. т годом ранее), а общий объем продаж – на 14%. «Черкизово» и произвела больше, и продала дороже: ее отпускные цены на курицу в рублях в течение 2014 года выросли на 18%, на свинину – на 47%. В натуральном выражении продажи мяса у «Черкизово» выросли на 15,2%, примерно до 731 тыс. т, прогноз роста по выручке – порядка 30% (в пределах 70 млрд руб.). Но бесконечно повышать цены на внутреннем рынке нельзя из-за падения спроса и сокращения покупательной способности, предупреждает Рылько.
Сама группа «Черкизово» в ежеквартальном отчете в качестве сдерживающих факторов для будущего роста также называла резкую девальвацию, связанное с ней снижение потребления и рост ставок по кредитам.
Ирина Жаворонкова, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?