Декоративное изображение
2 524

Поделиться

Импорт алкоголя вылился в дело

ФАС заподозрил Минпромторг в нарушении конкуренции на рынке спиртного

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ищет виновных в том, что импортное вино в начале января не могло пересечь российскую границу. Служба возбудило дело о нарушении закона «О защите конкуренции» в отношении Минпромторга, которое не организовало выдачу импортерам необходимых лицензий.

11 января в России практически полностью остановился импорт вина и коньяков в связи с вступлением с нового года положений Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По новым требованиям импортеры обязаны иметь лицензии на все категории алкоголя (до 2010 года это правило распространялось только на водку, текилу и ряд других крепких напитков). По заявлениям импортеров, они не были своевременно извещены об этом, а Минпромторг начал принимать заявки на оформление лицензий только с 21 января.

Дело в отношении Минпромторга было возбуждено 25 января, сообщается на сайте ФАС. Министерство подозревается в нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам исполнительной власти «осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции». Начальник управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин пояснил, что ведомство намерено установить, виновен ли Минпромторг в ситуации, при которой часть импортеров сможет теперь получить лицензии раньше, а часть -- позже. «В результате, кто-то получает возможность возобновить поставки алкоголя раньше других, что создает неравные конкурентные условия для участников рынка», -- говорит господин Мишеловин. По его словам, ФАС изучит ситуацию в течение двух недель.

Источник “Ъ” в ФАС сообщил, что возбуждению дела предшествовала встреча ведомства с импортерами, которые высказали свои претензии в адрес министерства. Гендиректор компании-импортера «Янтарная гроздь» Георгий Иванов подтверждает, что такая встреча была, но не знает, кто ее инициировал.

В Минпромторге не считают себя виновными. «Мы, напротив, желая упросить жизнь импортерам, предложили заменить разовые лицензии, которые выдаются на каждый контракт, генеральными. Импортер может получать одну такую лицензию на весь объем ввозимой продукции, который он будет заявлять на полгода или год, -- сообщил представитель Минпромторга. -- Решение по генеральным лицензиям для алкоголя должно принять правительство». На вчерашний день, по его словам, Минпромторг выдал около 900 лицензий на импортный алкоголь, на оформлении сейчас находится около 2 тыс. лицензий, из них около 1 тыс. уже обработаны. Между тем в сообщении ФАС, со ссылкой на участников рынка, говорится, что только по Центральному федеральному округу «в ограниченный период времени необходимо выдать десятки тысяч лицензий».

По данным Центра изучения федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), в 2009 году объем импортного алкоголя в России составил 88 млн дал, на вино пришлось 70,4%. Январский объем должен был быть на уровне 3,5 млн дал, считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. На сайте Минпромторга 25 января сообщалось, что в январе министерство уже выдало лицензий на 30 млн дал (импортеры подавали заявки на объемы, которые будут ввозить до середины года). По данным ФТС, в январе 2009 года в Россию было ввезено алкогольных и безалкогольных напитков на $46,5 млн.

Совладелец импортера элитного алкоголя Simple Максим Каширин говорит, что его компания получит первые восемь лицензий только сегодня. «Всего нам необходимо сейчас 100-150 лицензий, но процесс сдачи заявок идет очень медленно: в отделения Минпромторга стоят большие очереди, в день от одной компании принимается примерно десять заявок», -- отмечает он. В январе, по словам господина Каширина, компания рассчитывала завезти в Россию порядка 500 тыс бутылок объемом 0,75 л. «Но уже ясно, что по итогам месяца их будет ноль», -- сетует предприниматель. Господин Иванов сообщил, что его компания сейчас имеет на руках 40% необходимых лицензий. «Недополученную прибыль от простоя мы оцениваем на данный момент в $700 тыс», -- подсчитал он.

Олег Трутнев, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами