Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 395
Поделиться
Имперские амбиции Х5
Компания «Экспресс Ритейл», 40% которой принадлежит X5 Retail Group, разработала специальную облегченную франшизу для столичных магазинов формата «у дома», принадлежащих частным предпринимателям. Этот сегмент привлек компанию своим объемом: в Москве работают около 4 тыс. независимых продуктовых магазинчиков — в четыре раза больше, чем сетевых объектов. Проект объединения столичной розницы будет запущен под брендом «Ситимаг».
Развивающая бренды «Перекресток-Экспресс» и «Пятерочка-мини» компания «Экспресс Ритейл» обратила внимание на частные «магазины у дома» площадью до 200 кв. м. Обычно стоимость продуктов в подобных магазинах выше на 15—20%, чем в сетевых, по одной причине: для частников закупочные цены выше. Кроме того, есть проблемы с регулярностью поставок.
Оценив масштабы этого сегмента в Москве и Подмосковье, «Экспресс Ритейл» решила взять частников под свое крыло. По договору франчайзинга им будет предложена вывеска «Ситимаг», поставки с центральных складов сети, униформа, навигация торгового зала, спецоборудование. Единоразовый платеж составит 95 тыс. руб., ежемесячное роялти — 2% от оборота, рассказал генеральный директор «Экспресс Ритейл» Валерий Тараканов.
Он обещает, что 150 товаров первой необходимости, например молоко и сахар, будут поставляться частникам по цене ниже рыночной на 15%. «Экспресс Ритейл» может себе это позволить, так как является «дочкой» X5 и использует всю закупочную силу материнской компании. Узнаваемый бренд и привлечение покупателей за счет низких цен даст двукратный прирост товарооборота покупателю франшизы, уверен г-н Тараканов.
Облегченная франшиза предполагает также гибкую систему формирования ассортимента товаров. «Мы предлагаем стандарты и принципы выкладки, но не ограничиваем нашего партнера в выборе ассортимента», — говорит собеседник. По его словам, на сегодняшний день уже около десяти магазинов столичного региона высказали желание работать по облегченной франшизе.
«Оригинальная франшиза «Перекрестка-Экспресс» предполагает достаточно жесткие правила, — добавляет г-н Тараканов, — строгое название и принципы работы, контрольно-кассовое оборудование, определенный ассортимент, есть требования к расположению магазина, его внешнему виду. Кроме того, все это стоит приличных денег». Вывеска «Ситимага» не предполагает таких обязательств, но позволяет пользоваться некоторыми наработками «Экспресс Ритейл».
Х5 развивает франчайзинговую сеть с 2002 года, когда была открыта первая партнерская «Пятерочка». Сейчас у сети 640 франчайзинговых магазинов, из них 569 «Пятерочек», 52 «Перекрестка-Экспресс» и 19 «Патэрсонов». Из конкурентов франчайзинговый проект развивает торговая сеть «Копейка», с 2001 года компания успела открыть 33 магазина.
Исполнительный директор «Копейки» Максим Гольдберг сомневается в успехе «Экспресс Ритейла», в частности, из-за сложностей логистики: «На каких «Газелях» они готовы это дело возить? Наши десятитонные машины с большим объемом товара ни ко всем домам подходят, как они будут на большом грузовике три коробки развозить, не совсем ясно».
Однако аналитики более оптимистичны. «Это стратегически положительный момент: через франшизу компания будет управлять этими магазинами, позже может сделать из них «Перекресток-Экспресс», — считает аналитик UniCredit Наталья Смирнова. В любом случае этот шаг усиливает позиции Х5 на рынке, уверена она. «Проект может быть рентабельным, потому что торговая сеть будет получать роялти, доход от франшизы», — добавляет г-жа Смирнова.
RBC daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.