Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Империя немецкой Aldi расширяется Восточную Европу под завесой тайны
Это поистине необъяснимый феномен. Дискаунтеры торговой фирмы Aldi знакомы 99% жителей Германии, Aldi насчитывает более 8 тыс. магазинов по всему миру, однако вы не найдете ни одного интервью с основателями этой компании братьями Альбрехт. Сейчас в истории концерна открывается новая глава — экспансия в Восточную Европу.
Растут цены на электричество. Дорожают нефть и газ. Дороже становятся хлеб и молоко. Все это толкает человека делать покупки в дискаунтере, и прежде всего в Aldi. Здесь закупаются 75% всех домохозяйств ФРГ. Каждый пятый евро, который тратит население Германии на масло, молоко и кофе, идет в кассу Aldi — царство небрендированных товаров. Они дешевы, о чем Aldi не устает информировать еженедельно. А что, кроме этого, знает человек об Aldi? Да ничего.
Это неудивительно, ведь концерн скрытен до предела. Молчат все — кассир в магазине, директор по закупкам, члены правления, ну а владельцы-основатели компании Aldi — братья Тео и Карл — молчат само собой, как будто речь идет о производстве ядерного оружия. Впрочем, достоверно известно, что им Aldi не торгует.
Редакция Wirtschaftswoche попыталась разгадать загадки планеты Aldi: как осуществляется управление филиалами концерна из Рурской области по всему миру? Существует ли формула успеха Aldi? Твердость, упорство, последовательность — чаще всего именно эти качества называли наши собеседники, причем и поставщик из Австралии, и профсоюзный активист из Франции, и директор магазина в Австрии.
Империя Aldi берет свое начало в 60-х годах прошлого века. Первый магазин-дискаунт — Albrecht Discount, сокращенно Aldi — открылся в 1962 году в Дортмунде. Ныне же две вполне дружественные, но в правовом, финансовом и организационном плане полностью независимые компании Aldi Sued и Aldi Nord имеют свыше 8 тыс. магазинов в Европе, Америке и Австралии. Оборот концерна оценивается экспертами примерно в 40 млрд евро в год.
Вне всякого сомнения, Aldi является мировым рекордсменом, когда надо в максимально короткие сроки на минимальной площади продать максимальное количество товара. Перед напором Aldi не устояла практически ни одна европейская держава. Фирменные магазины концерна из Рурской области вы встретите и в отдаленных районах Австралии, и на окраине Нью-Йорка.
Сейчас начинается новая эра в истории Aldi — экспансия в Восточную Европу. По прикидкам Wirtschaftswoche, Aldi Nord откроет в Польше первую дюжину своих магазинов. В течение этого года в Венгрии заработает Aldi Sued. Магазины там уже строятся, идет организация закупочной сети, Aldi заключает договора с поставщиками, заказано программное обеспечение для управления товарными запасами на языках этих стран. Кроме того, идет массовый набор и активное обучение персонала будущих магазинов. В столице Румынии Бухаресте филиал Aldi фирма Hofer создала дочернюю компанию и ведет зондаж чешского, словацкого и хорватского рынков. Твердо, упорно, последовательно — на волю случая Aldi в ходе своего наступления не оставляет ничего.
Обет молчания распространяется в Германии и на всех, кто сотрудничает с Aldi. «Вам наверняка известно о рестриктивной информационной политике Aldi, так что, при всем желании, ничем помочь вам я не смогу», — говорит мне Улла Линденберг, владелица крошечного консалтингового агентства Media Communication & Consulting (MCC) в Эссене.
При этом даже сам факт того, что MCC вообще имеет возможность работать на Aldi, свидетельствует о профессионализме концерна-миллиардера. Как и все другие дискаунтеры, только, пожалуй, последовательнее и невозмутимее, Aldi шаг за шагом поднимается к уровню супермаркетов в том, что касается качества продуктов. И на волю случая не оставляет ничего, даже, на первый взгляд, мелочей. Например, для выпуска своей посвященной винам брошюры или же для подготовки 44-страничного глянцевого сборника рождественских кулинарных рецептов концерн нанимает специалиста — MCC.
К мелочам, которые способствуют успеху, можно было бы, наверное, отнести и то, что магазины Aldi оснащены самыми современными кассовыми аппаратами, которые умеют считывать штрих-код одновременно сразу со всех шести сторон упаковки. «В свое время Aldi закупила самое высокотехнологичное оборудование и не прогадала, потратив на это деньги, — выиграла на скорости обслуживания покупателей у кассы», — считает директор по ритейлу американского технологического концерна NCR Ульрих Хибер.
Трубку берет Клаудиа Ниманн, но она не так расположена к разговору, как г-н Хибер из NCR.
— Ниманн.
— Здравствуйте, фрау Ниманн. Я хотел бы поговорить с вами об одном из ваших клиентов — Aldi.
— Сожалею, но должна вас разочаровать. На вопросы об Aldi мы не отвечаем. Думаю, вас это не удивит.
— Вообще-то нет.
Г-жа Ниманн возглавляет компанию Stute Nahrungsmittelwerke в Падерборне. Годовой оборот этой фирмы — примерно 750 млн евро, и он постоянно растет за счет производства соков, меда, а также консервированных фруктов и овощей. Вот уже несколько десятилетий это семейное предприятие является одним из основных поставщиков Aldi, а международная экспансия концерна способствует росту прибылей фирмы-поставщика. Все это входит в систему Aldi, которой, чтобы удовлетворить свою гигантскую потребность в небрендированных продуктах, необходимо иметь сотни малоизвестных, однако успешно работающих поставщиков типа производителя мороженого Rosen из-под Аахена или выпускающей мюсли фирмы De-Vau-Ge из Люнебурга. Это своего рода субкультура индустрии производства товаров потребления.
Конечно, Aldi — партнер жесткий, да и нравы в этой отрасли царят достаточно суровые. «Сначала нам позвонили из Aldi Sued, а вскоре и проинформировали письменно, — рассказывает на условиях анонимности руководитель одной из компаний по производству молочных продуктов в Южной Германии. — Короче, из списка поставщиков нас вычеркнули тут же».
Что же случилось? Независимая организация по контролю качества потребительских товаров Stiftung Warentest опубликовала в своем бюллетене за ноябрь 2007 года следующее: «Жирность купленного в магазине Aldi молока марки Milfina гораздо ниже законодательно установленных 3,5%, органолептическая оценка неудовлетворительная, общая оценка неудовлетворительная». Вот это удар. Что делать? Aldi Sued пришлось оправдываться, что, мол, это «единичный случай» и что «взятое на пробу молоко было поставлено только одним из многих поставщиков и поступило в продажу всего лишь в несколько магазинов». «Еще какое-то короткое время мы продолжали наши поставки, пока Aldi не нашел нового партнера», — рассказывает мой собеседник, уточняя, что его компания раньше обеспечивала молоком сразу четыре крупных склада Aldi, так что экономический ущерб измеряется многомиллионным числом литров.
И все же в этой молочной компании стараются сильно не расстраиваться: «Мы продолжаем поставлять Aldi другие продукты. Кроме того, Aldi всегда повторяет, что плохих результатов тестов не терпит, ну а мы эту позицию Aldi уважаем». Весной концерн проведет очередной тендер среди поставщиков молока, и эта фирма из Южной Германии собирается принять в нем участие. Aldi — партнер суровый, но не злопамятный.
Карл Альбрехт, 87 лет, примерное состояние — 17,5 млрд евро, компания Aldi Sd со штаб-квартирой в Мюльхайме-на-Руре, количество магазинов — 4 тыс. (включая сеть супермаркетов Trader Joe’s в США), из которых 1690 в ФРГ; приблизительная выручка — 23 млрд евро, из них 12 млрд евро в ФРГ.
Тео Альбрехт, 85 лет, примерное состояние — 17 млрд евро, компания Aldi Nord со штаб-квартирой в Эссене, в совет директоров входят сыновья Тео Альбрехта — Бертольд и Тео Альбрехт-младший; количество магазинов — 4600, из которых 2520 в ФРГ; приблизительная выручка — 22 млрд евро, из них 11 млрд евро в ФРГ.
Их будущее величие предсказать было бы непросто. Карл и Теодор (Тео) Альбрехты родились в семье шахтера Карла Альбрехта. Когда же после десятилетий изнуряющего труда в угольной лаве, заработав еще и профессиональное заболевание легких, отец окончательно поставил шахтерское кайло в угол и согласился на малооплачиваемую работу пекаря на хлебозаводе, его жена Анна Альбрехт открыла в рабочем пригороде Эссена магазинчик, где торговала всякой мелочевкой. В 1946 году эстафету в нем приняли вернувшиеся с войны Тео и Карл. В 1962 году они открыли свой первый магазин-дискаунтер — Albrecht Discount (сокращенно Aldi). В том же году возникло и разделение бизнеса братьев на север и юг — Aldi Nord и Aldi Sd. Как говорят, сыновья старой Анны не смогли договориться по поводу будущей совместной бизнес-стратегии.
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.