Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 739
Поделиться
Игорь Яковлев попрощался с "Эльдорадо"
Чешская группа PPF консолидировала 100% акций российской сети бытовой техники «Эльдорадо». Как стало известно «Ъ», основатель сети Игорь Яковлев после почти двух лет переговоров наконец согласился продать чехам 50% минус 1 акцию сети. Источники Ъ утверждают, что сумма сделки составила $625 млн Больше никакого бизнеса в России у Игоря Яковлева не осталось.
Сделка между PPF и Игорем Яковлевым закрыта, рассказал «Ъ» источник, знакомый с ситуацией. В PPF подтвердили, что выкупили 50% минус 1 акцию «Эльдорадо» у бизнесмена, теперь чешской группе принадлежит 100% акций сети. В PPF добавили, что консолидация собственности в «Эльдорадо» была с самого начала одним из стратегических приоритетов группы. Подтвердил факт сделки и Игорь Яковлев, отказавшись называть ее сумму и условия.
Кредитором «Эльдорадо» PPF стала в 2008 году, когда из-за налоговых претензий на 15 млрд руб. за 2004-2005 годы банки стали требовать от сети досрочно расплатиться по кредитам, а поставщики приостановили поставки. В сентябре 2008 года PPF сообщила, что предоставляет «Эльдорадо» кредит на $500 млн, который должен был пойти, в частности, на погашение просроченной задолженности перед поставщиками. Залогом стал 51% бизнеса ритейлера, также чехи получили возможность в будущем выкупить мажоритарную долю в «Эльдорадо» (см. «Ъ» от 18 сентября 2008 года). Тогда же, в сентябре, долговая нагрузка ритейлера оценивалась почти в $1 млрд.
Группа компаний «Эльдорадо» была образована в 1994 году. Осенью 2008 года под брендом «Эльдорадо» и ЭТО работало более 1,1 тыс. магазинов бытовой техники и около 475 салонов связи в России и на Украине. Консолидированная выручка группы с учетом франчайзинга по итогам 2007 года составила $6 млрд, или около 236 млрд руб. PPF стала совладельцем только российского бизнеса «Эльдорадо» (сейчас насчитывает более 700 магазинов). Осенью 2009 года был закрыт бренд ЭТО. Выручка по итогам 2010 года — 80 млрд руб. без
НДС
.
Совладельцем сети «Эльдорадо» PPF стала в 2009 году: тогда в вместе с итальянской страховой группой Generali она подписала соглашение о конвертации части кредита «Эльдорадо» ($300 млн из $500 млн) в контрольную долю в сети (50% плюс 1 акция) и доли в личных девелоперских проектах Игоря Яковлева — компаниях Advantage Group и «Реал Эстейт Девелопмент» (головная структура холдинга RED; до сделки с PPF на 100% принадлежала Игорю Яковлеву). На конец 2009 года в портфель RED входил 21 проект строительства коммерческой и жилой недвижимости, площадь перспективных проектов Advantage Group оценивалась более чем в 400 тыс. кв. м торговой и 50 тыс. кв. м гостиничной недвижимости. Тогда источник «Ъ» утверждал, что PPF получила 50% RED. Перед сделкой с PPF у господина Яковлева был контрольный пакет ADG, который, как рассказывали «Ъ» собеседники, он и передал чешской группе (см. «Ъ» от 1 октября 2009 года). Сделка была закрыта в октябре 2009 года. Тогда же источники, близкие к «Эльдорадо», утверждали, что PPF и ее партнеры намерены увеличить долю в ритейлере до 100%. В декабре 2010 года, согласно годовой отчетности PPF, чешская группа выкупила за €46 млн у Generali 10% «Эльдорадо», консолидировав 50% плюс 1 акцию ритейлера.
Впрочем, в феврале 2011 года Игорь Яковлев заявил, что готов задержаться в компании еще на два-три года, а затем, возможно, продать свой пакет в ходе IPO. «Компания демонстрирует стабильные финансовые результаты, получит прибыль по итогам года»,— отмечал он тогда «Ъ», добавив, что у него нет инвестиционных проектов, для финансирования которых потребовалось бы возвращаться к варианту продажи доли в «Эльдорадо» (см. «Ъ» от 16 февраля). Почему бизнесмен решил все-таки продать свою долю в сети, он пояснять не стал. Один из участников рынка утверждает, что сумма сделки между Игорем Яковлевым и PPF составила $625 млн. «Сделка очень сложно структурирована. Применялась система взаимозачетов, в том числе по долгам и активам в недвижимости, которыми Яковлев владеет на двоих с PPF (»Реал Эстейт Девелопмент« и Advantage Group.— »Ъ«)»,— объяснил собеседник «Ъ». Игорь Яковлев назвал эту оценку некорректной. «У меня больше не осталось бизнеса в России»,— заявил бизнесмен, отказавшись от дальнейших комментариев.
Сейчас Игорь Яковлев занимается развитием крупнейшей сети бытовой техники в Казахстане — «Сулпак»,— где ему принадлежит 51% (выручка в 2009 году — $139 млн). Также бизнесмен остается владельцем сети бытовой техники «Эльдорадо» на Украине (69 магазинов в 34 городах).
Маргарита Федорова, Юлия Локшина, Кристина Бусько, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.