Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
HeadHunter: средние зарплаты в вакансиях выросли на 38%, работодателям надо готовиться к росту HR-бюджетов
С января 2022 г. средние зарплаты, предлагаемые в вакансиях на российском рынке труда, выросли на 38%. Это напрямую связано с острым дефицитом кадров, который испытывают практически все отрасли: по сравнению с 2022 годом количество открытых на рынке вакансий выросло на 56%. В отдельных отраслях, в том числе в общественном питании, — на 70%. А вот число размещенных резюме, напротив, сократилось на 3%. Об этом на HR Саммите Rostic’s и KFC, где много внимания уделили проблеме дефицита персонала, рассказала Александра Байе, ведущий менеджер по работе с клиентами HeadHunter. Эксперт выделила несколько трендов, которые сейчас формируют рынок труда.
Dimaris/shutterstock
HeadHunter регулярно вычисляет hh-индекс, который показывает соотношение числа резюме на одну вакансию. Летом 2022 года на одну вакансию было 6 соискателей. Летом 2023 года это число снизилось вдвое — чуть более 3 человек на вакансию. В отдельных отраслях ситуация еще хуже. Если говорить про рабочий персонал, востребованный в общепите, то число вакансий выросло на 70%, а количество рабочей силы сократилось на 19%. В итоге за рабочий персонал идет очень жесткая конкуренция: число резюме не отвечает спросу.
У дефицита кадров целая совокупность причин. Во-первых, демографическая яма: спад рождаемости в 90-е привел к тому, что сейчас молодых сотрудников меньше. Также с 2016 года в России фиксируется убыль населения. Во-вторых, стало меньше мигрантов. Кто-то из них уехал в пандемию, кто-то в связи с последними событиями. В-третьих, повлияли мобилизация и связанная с ней миграция: по данным HeadHunter, 150 тысяч квалифицированных работников покинули российскую федерацию. Все они в большинстве своем осели в странах СНГ, восточной Европы. По данным Росстата, в последние полтора года из России выехало порядка 1,5 млн человек. Все это привело к тому, что рынок труда находится в крайне неприятной ситуации, и это провоцирует рост заработных плат.
«Работодателям надо приготовиться к росту HR-бюджетов. Вырастут затраты на ФОТ, увеличится стоимость подбора, придется применять больше инструментов для поиска сотрудников, вырастут затраты на обучение и адаптацию, компенсации и льготы, потому что удержание персонала тоже потребует больше ресурсов, — сказала Александра Байе. — У кого HR-бюджеты уже выросли, те сейчас имеют возможность нанимать. Остальные испытывают больше трудностей».
Эксперт отметила, что более половины поисковых запросов соискатели размещают на удаленную работу. Гибкие графики и форматы занятости остаются очень привлекательными для соискателей, и работодателям стоит это учитывать. Сравнительно новый тренд — рост спроса на стажировку.
На кого еще можно обратить внимание работодателям? Например, на людей с ограниченными возможностями и инвалидностью: сейчас для них меньше предложений, чем они могли бы закрывать. На женщин в декрете: у них всегда есть желание найти подработку, но очень мало вакансий, которые соответствуют их возможностям занятости на несколько часов в день.
Также Александра Байе рассказала о появлении нового термина в сфере найма — полосатые воротнички. По аналогии с белыми и синими воротничками (работниками офисов и производств) так называют заключенных. «В 2022 году в коммерческих организациях работали 9 тысяч заключенных, в 2022 году таких было уже 26 тысяч. По плану правительства, в 2024 году в коммерческих организациях будут работать уже 80 тысяч заключенных», — рассказала эксперт. По словам Александры, опыт сотрудничества с такими категориями работников имеют Ozon, «Лента», АвтоВАЗ, несколько подмосковных фабрик.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru
HeadHunter: большинство компаний оценивают дефицит кадров как фундаментальную проблему рынка труда
Ozon fresh выберет официального тестировщика арбузов
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?