Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Групповой портрет ритейлеров на фоне рынка
Goldman Sachs & Morgan Stanley: Позиции «Магнита» непоколебимы
Как правило, динамика компаний продовольственного сектора находится в прямой зависимости от увеличения торговых площадей и инфляции. Судя по показателям продовольственного сектора США, Евросоюза и Великобритании, ускорение инфляции позволяет ритейлерам опережать рынок в целом. При прочих равных инфляция станет положительным драйвером и в странах Восточной Европы, поддерживая рост выручки компаний сектора при увеличивающихся инвестициях. Эксперты Goldman Sachs ожидают, что инфляция в России достигнет минимума в ближайшем будущем, а с начала следующего года ускорится. По словам специалистов, российские ритейлеры будут находиться в лучшем положении в среднесрочной перспективе и в большей степени выиграют от роста стоимости продовольственной корзины по сравнению с игроками рынка других восточноевропейских стран.
Хотя инфляция является сильным драйвером роста компаний продовольственного сектора, в первую очередь обращать внимание стоит на увеличение торговой площади как на фактор, зависящий от результатов деятельности ритейлера, а не от макроэкономических условий, считают аналитики. Несмотря на устойчивый рост в странах Восточной Европы, по наличию высококачественных торговых площадей для продовольственного ритейла эти государства по-прежнему сильно отстают от развитых экономик, причем больше всех отстает Россия с показателем 253 кв. м на 1000 жителей против порядка 500 кв. м в Западной Европе. В Goldman Sachs полагают, что в ближайшие 20 лет сократить этот разрыв вряд ли удастся. Что касается российских ритейлеров, то, по оценкам экспертов, самые высокие темпы роста торговых площадей покажет «О'Кей» (показатель CAGR в 2011-2015гг. ожидается на уровне 21%), а лидером по объему торговой площади в долгосрочной перспективе останется «Магнит».
Наиболее выигрышным форматом магазинов останутся гипермаркеты
Аналитики отмечают, что в мировом масштабе наиболее выигрышным форматом магазинов были гипермаркеты, за последнее десятилетие демонстрировавшие годовые темпы роста в 10% в долларовом выражении. На втором месте, по оценкам экспертов, находятся дискаунтеры. Успешность того или иного формата торговли на рынке зависит от предпочтений потребителей, инфраструктуры и усилий самых ритейлеров. В большинстве стран замедление роста продаж гипермаркетов начинается, только когда их рыночная доля достигает порядка 15%. Согласно оценкам Goldman Sachs, в России гипермаркеты останутся самым быстрорастущим форматом в ближайшем будущем и в среднесрочной перспективе. По их расчетам, к 2020г. их доля на российском рынке вырастет с текущих 10% до 17%. В связи с этим эксперты выделяют опять же «О'Кей», чья торговая сеть представлена исключительно гипермаркетами, и «Магнит», который развивается как в формате гипермаркетов, так и в лидирующих по доле рынка форматах дискаунтеров и «магазинов у дома».
Ритейлеры выглядят лучше рынка
В результате анализа эксперты пришли к выводу, что ритейлеры в целом выглядят лучше, чем другие игроки российского рынка, анализируемые Goldman Sachs. Аналитики рекомендуют «покупать» акции «Магнита», X5 Retail Group, «О'Кей», и «Дикси». Рекомендация «держать» присвоена бумагам компаний «М.Видео» и «Седьмой континент». Котировки российского ритейла за последние 12 месяцев отстали в росте от индекса MSCI Russia на 27%, от MSCI EMEA – на 18%, а значит, сейчас хороший момент для инвестиций в сектор. Лидерами в нем в долгосрочной перспективе, по оценкам специалистов, будут «Магнит» и «М.Видео». Преимущества этих компаний на локальном рынке, обеспеченные их бизнес-моделью, позволят им демонстрировать опережающую динамику с точки зрения как рыночной доли, так и доходности, получаемой акционерами. Фаворитом экспертов Goldman Sachs является «Магнит». Его акции включены в списки наиболее привлекательных бумаг в России и в регионе CEEMEA.
Пройдут годы, прежде чем рыночные позиции «Магнита» пошатнутся
Эксперты Morgan Stanley также считают одними из наиболее привлекательных российских бумаг акции региональных ритейлеров и поэтому выделяют среди прочих «Магнит». Компания демонстрировала рост продаж и торговых площадей с показателями CAGR на уровне 40% и 30% соответственно за последние пять лет, поскольку расширялась в регионах России с недостаточной долей современных форматов в общем объеме розничной торговли.
Структура российского продовольственного сектора по-прежнему является сильно фрагментированной: на десять крупнейших игроков рынка приходится только 20% совокупных продовольственных расходов населения страны. «Магнит» за последнее десятилетие смог завоевать долю рынка в 5% благодаря агрессивному наращиванию торговых площадей в регионах. Экономисты отмечают, что большинство крупных ритейлеров в России сейчас обращает свое внимание на возможность развития за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, учитывая масштабы сети «Магнита» (4593 «магазинов у дома», 98 косметических магазинов и 76 гипермаркетов), в Morgan Stalnley полагают, что пройдут долгие годы, прежде чем его рыночные позиции ощутимо пошатнутся.
Кира Завьялова, Quote, Департамент аналитической информации РБК
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?