Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Groupon стрижет российские купоны
Американская компания покупает Darberry
Американская Groupon, которая предоставляет интернет-пользователям групповые скидки в рестораны, театры и другие развлекательные заведения, пришла в Россию. Компания приобрела контрольный пакет аналогичного российского сервиса Darberry. На первом этапе Groupon инвестирует в Darberry от $3 млн до $10 млн, после чего в соответствии с опционом может выкупить доли ее основателей. В России у американцев уже есть партнер, хорошо знакомый с местным интернет-рынком: вместе с венчурным фондом Battery Ventures $135 млн в Groupon недавно инвестировала DST.
В сообщении Groupon говорится, что приобретенным ресурсом Darberry будут управлять его основатели — в частности, гендиректор Алексей Черняк. Одна из основателей Darberry, Елена Масолова, подтвердила “Ъ” факт сделки. По ее словам, в России ресурсом управляет ООО «Чип энд Дэйли», но компания находится в процессе продажи кипрскому офшору, который и участвует в сделке. «Мы запустили сервис в марте этого года. Уже в апреле получили $700 тыс. инвестиций от трех западных инвесторов, среди которых европейский венчурный фонд eVenture. По итогам той сделки у основателей (пять физических лиц, включая Елену Масолову.— “Ъ”) остался контрольный пакет», — рассказала госпожа Масолова. По ее словам, Groupon в результате сделки получит от 50% до 55%, а у основателей останется чуть больше 25%, остальное — у западных фондов.
Groupon создана в Чикаго в ноябре 2008 года. В апреле этого года группа DST (владеет долями в Facebook, «Одноклассники.ру», «В контакте», Mail.ru и др.) и венчурный фонд Battery Ventures инвестировали в нее $135 млн. Groupon договаривается с различными заведениями о предоставлении скидок своим пользователям в обмен на гарантии привести определенное число клиентов. Каждое утро подписчики Groupon получают письмо с двумя предложениями. Чтобы воспользоваться ими, пользователю необходимо купить специальный купон, который необходимо распечатать и предъявить непосредственно в заведении. В интервью The Wall Street Journal президент группы Groupon`s Роб Соломон заявил, что в этом году только в Северной Америке доход компании составит около $300 млн.
Darberry, работающая по тому же принципу, что и Groupon, создана в марте этого года. По собственным данным, проект стал прибыльным уже в апреле. Сейчас оборот ресурса составляет более $150 тыс. в месяц, из них выручка непосредственно Darberry составляет около 50%. Сервис доступен в шести городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь) и Киеве.
Сделка пройдет в два этапа, утверждает собеседник “Ъ”, знакомый с ее деталями. Сначала Groupon берет на себя обязательство инвестировать минимум $3 млн в развитие компании, но в перспективе сумма может быть увеличена приблизительно до $10 млн в зависимости от желания Groupon. Второй этап сделки подразумевает выкуп долей у основателей и фондов. Для этих целей Groupon заключила с текущими акционерами Darberry ряд опционных соглашений, которые могут быть реализованы в течение ближайших двух лет. Согласно опционам, Groupon может выкупить доли у существующих акционеров. Стоимость компании при выкупе будет оцениваться исходя из ее финансовых показателей: стоимость пакета текущих акционеров (45–50%) предположительно будет начинаться от $50 млн.
Елена Масолова говорит, что ключевыми условиями успеха на рынке групповых скидок являются большая аудитория и качественные предложения клиентам. «В этой связи инвестиции будут направлены на наращивание аудитории и набор новых профессиональных продавцов, которые будут находить интересные предложения»,— рассказала госпожа Масолова.
Сейчас по бизнес-модели Groupon в России работают, например, Biglion, «КупиКупон», KupiBonus и еще ряд небольших компаний. Директор по инвестициям венчурного фонда ABRT (совладелец интернет-магазина по продаже модной одежды KupiVIP.ru) Николай Митюшин отмечает, что за последние полгода в России появилась масса ресурсов, копирующих бизнес-модель Groupon. «Мы общались как минимум с двумя десятками таких ресурсов»,— говорит господин Митюшин.
Александр Малахов
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.