Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Государство завершает преобразование "Росспиртпрома" в ОАО
Процесс преобразования ФГУП "Росспиртпром" (в 2008 году произвело около 40% спирта и 16% водки и ликероводочных изделий в стране) в ОАО со 100-процентным участием государства должен завершиться до 2 февраля. Соответствующее распоряжение подписал глава Росимущества Юрий Петров. Активы ФГУПа оценены всего в 9 млрд руб., так как крупнейшие заводы, включая московский "Кристалл", перешли к ВТБ в счет долга. Но не исключено, что позже "Росспиртпром" получит в управление водки "Столичная" и "Московская", которыми до сих пор распоряжалось ФКП "Союзплодоимпорт".
В последних числах декабря глава Росимущества Юрий Петров подписал пакет документов о завершении акционирования ФГУП "Росспиртпром". Согласно одному из ведомственных распоряжений, регистрация ОАО "Росспиртпром" со 100-процентным участием государства должна быть произведена "в срок до 2 февраля 2009 года". Эту информацию в пятницу подтвердили в Росимуществе, уточнив, что "юридические аспекты создания ОАО "Росспиртпром" определены в распоряжении Росимущества N 2680 от 26 декабря". Подписанные господином Петровым распоряжения утверждают структуру органов управления (гендиректор, общее собрание акционеров, совет директоров), уставный капитал, устав ОАО, процедуру изъятия у ФГУПа и передачи в ОАО недвижимого имущества, объектов интеллектуальной собственности, пакетов находящихся в его управлении акций и проч.
Представитель ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров подтвердил, что сейчас "идет работа по регистрации ОАО". После регистрации новой компании необходимо будет получить различные разрешительные документы для производства и продажи спирта и алкогольной продукции. В какие сроки возможна продажа долей в ОАО частным инвесторам, ни в Росимуществе, ни в "Росспиртпроме" уточнить не смогли.
ФГУП "Росспиртпром" учреждено постановлением правительства РФ от 6 мая 2000 года, а 12 декабря 2007 года было подписано постановление N 1014 "Об особенностях приватизации ФГУП "Росспиртпром" (федеральное казенное предприятие)". В оперативном управлении ФГУПа находятся госпакеты в предприятиях спиртовой и ликероводочной промышленности. В 2008 году эти предприятия суммарно выпустили около 40% всего производимого в стране спирта и 16% (19,9 млн дал) всей водки и ликероводочных изделий.
По словам официального представителя Росимущества, в конце 2008 года была завершена оценка передаваемых "Росспиртпрому" госактивов. "Объекты недвижимости, земельные участки, акции и права на результаты интеллектуальной деятельности предприятий (торговые марки) оценены в 9,018 млрд руб. На этом уровне определен и размер уставного капитала создаваемого ОАО",— сообщил он.
Речь идет о госпакетах акций в 58 ОАО, 18 филиалах ФГУПа, более 1 тыс. объектов недвижимости и земельных участков, а также более 100 патентах и товарных знаках (в том числе на водки "Нет проблем", "Тимофеич", "Росспиртпром", "Пора отдыхать", "От Петровича" и др.). При этом в оценку не вошли 51-процентные доли государства в 11 наиболее привлекательных для инвесторов спиртовых и ликероводочных заводах, включая ОАО "Московский завод "Кристалл"". По согласованной еще в 2007 году схеме акционирования они перешли к ВТБ в счет погашения долга госкомпании в 5 млрд руб. Банк должен передать эти активы обратно в оперативное управление "Росспиртпрому" после его преобразования в ОАО.
Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз называет оценку оставшихся активов в 9 млрд руб. "непропорциональной" по сравнению с тем, что доли в крупнейших 11 предприятиях были оценены всего в 5 млрд руб. Так, консолидированный оборот всего холдинга, по предварительным данным, в 2008 году превысил $1 млрд, при этом только на московский "Кристалл" пришлось $400 млн. "Оценка проводилась до кризиса,— объясняет источник в "Росспиртпроме".— При этом очень высоко были оценены принадлежащее компании десятиэтажное здание на Кутузовском проспекте и объекты интеллектуальной собственности". "Большинство брендов "Росспиртпрома" вообще нельзя назвать федеральными — они "живут" только на рынках тех городов, где производятся",— возражает господин Дробиз.
Впрочем, новое ОАО может получить в управление и намного более известные водочные марки.
Источник в Росимуществе не исключил, что в перспективе в управление "Росспиртпрома" перейдут 17 бывших советских алкогольных брендов, включая водки "Столичная"/Stolichnaya и "Московская", которыми до сих пор по поручению Минсельхоза распоряжалось федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" (контролирует продажи этих водок на территории РФ, СНГ и в некоторых странах дальнего зарубежья; продолжает оспаривать международные права на них у SPI Group Юрия Шефлера). "В конце декабря первый вице-премьер Виктор Зубков провел совещание, в ходе которого распорядился передать все марки Росимуществу (для поиска новой управляющей компании),— рассказал он, отказавшись от детальных комментариев. Впервые о том, что эти марки могут забрать из управления ФКП, пресса сообщала в июле 2008 года. Только марку Stolichnaya (при условии отказа РФ от судебных исков к SPI Group) в 2007 году французская Pernod Ricard, по словам близкого к ней источника, оценивала в $3,3 млрд. Глава Pernod Ricard Патрик Рикар называл эту сумму "не совсем неверной".
Официально в Росимуществе эту информацию не комментируют. О прошедшем 26 декабря совещании у господина Зубкова осведомлены и сотрудники алкогольных компаний. Один из них рассказал, что среди вариантов дальнейшей судьбы "Столичная" и "Московская" обсуждалась возможность организации конкурса среди частных компаний на право управления марками. Глава "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов отказался от комментариев. Ранее источник в ФКП объяснял, что отстранение предприятия от контроля над "Столичной" невозможно: "Если ФКП не будет иметь отношения к этим маркам, иски (к SPI Group) придется отзывать и начинать новые судебные процессы с нуля".
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.