Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Государство хочет повторить опыт зерновых интервенций на рынке молока
Механизм госинтервенций будет распространен на рынок сухого молока. Такое заявление сделал вчера заместитель главы Минэкономразвития (МЭРТ) Андрей Клепач. Участники рынка готовы поддержать эту инициативу, при условии что интервенции избавят их от нерыночных методов регулирования рынка, в частности заморозки цен. Часть из них, впрочем, уверены, что интервенции будут убыточны для государства и что оно от них быстро откажется.
Как сообщил Андрей Клепач, сейчас МЭРТ и Минсельхоз прорабатывают меры, которые бы уже "рыночным, а не административным путем позволяли государству влиять на ценовую ситуацию на социально значимые товары". В 2007 году цены на социально значимые продовольственные товары, в том числе молоко, были заморожены на уровне, на котором они находились 15 октября прошлого года. Механизм молочных интервенций пока не разработан, но за аналог будет взят пример госучастия на рынке зерна.
Механизм зерновых интервенций был разработан в 2002 году. Он состоит в установлении государством ценового коридора, который в зависимости от величины урожая поддерживается путем покупки либо продажи зерна. Это позволяет гарантировать цены на сельхозпродукцию и сглаживать их сезонные колебания. В 2006 году государство закупило в госрезерв зерна на 6,4 млрд руб. (порядка 2 млн тонн по цене 3,1-3,2 тыс. руб. за тонну). В сезоне 2007-2008 года это зерно было реализовано по цене 5,2-6 тыс. руб. за тонну, чтобы сдержать темпы роста цен на внутреннем рынке.
В Минсельхозе пояснили, что интервенции также должны стать одной из мер, которые призваны поддержать закупочные цены на сырое молоко у сельхозпроизводителей на необходимом уровне. В апреле в России произошло резкое снижение цен на сырое молоко с 16-17 руб. до 7-8 руб. за литр. Владелец компании "Русские фермы" Андрей Даниленко утверждает, что в результате рентабельность производства молока снизилась почти до нуля.
Участники рынка уверены, что молочные интервенции будут эффективны, если государство будет закупать не менее 5 тыс. тонн сухого молока. "Это минимальный объем, необходимый для того, чтобы влиять на рынок",— утверждает директор по корпоративным коммуникациям "Юнимилка" Павел Исаев. По данным Молочного союза, емкость российского рынка сухого молока составляет 270 тыс. тонн в год, 65 тыс. тонн из которых импортируется.
При этом участники рынка опасаются, что государство недостаточно хорошо представляет себе сложности, связанные с молочными интервенциями. "Срок хранения сухого молока не превышает девяти месяцев, в отличие от зерна, которое может храниться два года, то есть оно не может ждать, когда рыночная ситуация потребует продажи сырья,— говорит господин Исаев.— Реализовать его необходимо в октябре-ноябре, на которые приходится пик цен на сухое молоко. Но единовременный сброс такого объема может попросту обвалить рынок".
Исполнительный директор Российского молочного союза Владимир Лабинов считает, что сухое молоко может быть и вовсе невостребовано рынком. "До сих пор 50% сухого молока потреблялось производителями мороженого и кондитерских изделий, остальное — молпереработчиками. В связи с принятием техрегламента, согласно которому восстановленное молоко будет называться молочным напитком, его потребление со стороны молпереработчиков снизится". Господин Лабинов прогнозирует, что государство, скорее всего, будет нести убытки, сокращать интервенции и "вся эта затея не даст нужного эффекта".
Поддержать инициативу МЭРТа и Минсельхоза готовы, впрочем, крупные переработчики молока, которые надеются, что интервенции позволят стабилизировать цены на сырье. "Мы посчитали, что производителям это выгоднее, чем заморозка, нам не придется оттягивать собственные ресурсы на закупку, сушку и хранение. Пусть эту функцию на себя возьмет государство, а мы готовы будем покупать у него сухое молоко по приемлемым ценам",— говорит председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?