Декоративное изображение
1 966

Поделиться

Госрегулирование торговли прикрыли либерализацией

 
 
Очередная версия законопроекта о торговле усиливает административные барьеры в отрасли
Оптимистичные заявления представителей бизнес-сообщества о существенной либерализации нового варианта законопроекта о торговле оказались, похоже, преждевременными. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить о том, что новая редакция документа подразумевает существенные ограничения работы крупного ритейла и значительные послабления для малого бизнеса.

В распоряжении «Газеты» оказался полный текст новой редакции законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Действительно, как уже сообщалось ранее (см. "Газету" от 15 февраля), из нынешнего текста документа изъята норма о том, что необходимым условием осуществления торговой деятельности является получение специального свидетельства. Однако на этом «либерализация» заканчивается. Более того, в отдельных случаях административное давление на торговлю только усиливается.

Отдельные положения законопроекта стоит рассмотреть более подробно. В частности, как следует из пункта 3 статьи 29 главы 6, «правительство РФ вправе устанавливать квалификационные требования к работникам торговли, допускаемым к обслуживанию покупателей, к которым относятся: требования к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы в качестве работника торговли (продавца), профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения своих обязанностей». Это фактически означает, что в случае принятия закона в его нынешней редакции мигранты, которые сегодня работают практически во всех торговых сетях, будут, скорее всего, уволены. Для потребителей подобное нововведение обернется очередным повышением цен. «На закрытом совещании в Минэкономразвития мы очень долго обсуждали эту формулировку, пытаясь настаивать на том, чтобы она касалась только руководящего состава, - поясняет исполнительный директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. - Требование к квалификации продавцов автоматически повышает наши прямые издержки. О каком сдерживании роста цен можно будет говорить в этом случае?»

Декларативными оказались и заявления о том, что новый законопроект будет направлен на облегчение работы малого бизнеса и ужесточение правил работы крупного ритейла. В частности, пункт 1 статьи 30 главы 6 гласит: «Правительство РФ в зависимости от форм, видов и специализации торговых объектов вправе определять места, где осуществление торговой деятельности… ограничивается или запрещается». А в пункте 3 той же статьи конкретизируется, что «орган местного самоуправления вправе на своей территории определять время работы торговых объектов, а также виды товаров, продажа которых ограничивается». В основе данных положений могут лежать вполне благие намерения: действительно, кому, как не органам местного самоуправления, лучше знать, где, сколько и каких магазинов следует разместить, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Однако в нынешней редакции данная норма может использоваться двояко: в частности, по решению префектуры магазинам малого бизнеса можно запретить торговать табаком, алкоголем или, к примеру, ограничить торговлю этими товарами по времени. Сегодня в Москве подобные ограничения действуют на основе столичного закона, отдельные положения которого неоднократно пытались оспорить. «Плановое строительство магазинов - широко распространенная практика на Западе. И с этой точки зрения данная норма закона о торговле может оказаться очень полезной, однако есть опасность в том, что у нас может получиться как всегда», - предупреждает Ирина Канунникова.

Плановому строительству торговых объектов в законопроекте уделено особое внимание. Так, размещение нестационарных торговых объектов (ларьков) может осуществляться только на конкурсной основе и в соответствии со схемой их размещения, утверждаемой органами местного самоуправления. И самое главное: пункт 1 статьи 19 главы 5 гласит, что данное правило не применяется к нестационарным объектам, которые будут размещены в пределах стационарного торгового объекта. То есть малый бизнес фактически обяжут работать только в крупных торговых центрах.

Разработчики документа творчески подошли и к введению ограничений деятельности крупного ритейла. В законопроекте достаточно подробно прописана норма о том, как отныне будет определяться порог доминирования. Однако, как отмечается в пункте 9 статьи 33 главы 7, увеличение порога доминирования, в частности, возможно, если осуществление торговой деятельности является или может являться «совершенствованием производства… стимулированием технического, экономического прогресса, повышением конкурентоспособности товаров российского производства». «Мне кажется, что именно из-за этого пункта представители крупного ритейла не сильно возражают против введения порога доминирования», - сказал корреспонденту «Газеты» один из участников рынка, просивший не называть его имени.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами