Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Госдума усилила защиту потребителей в отношениях с продавцами и банкирами
Госдума приняла вчера во втором чтении поправки в закон "О защите прав потребителей". Изменения касаются гарантий получателям потребительских кредитов, сроков поставки предоплаченного товара, правил возврата и замены сложной бытовой техники, а также сроков ее ремонта.
Закон "О защите прав потребителей" действует в России уже более 15 лет, и Госдума периодически приводит его в соответствие с новациями в сфере потребления. Прежде всего парламентарии расширили перечень сведений о товарах, работах, услугах, предоставляемых потребителю в обязательном порядке. Теперь, если товар продается в кредит, покупателя надо будет ознакомить с размером ссуды, итоговой суммой выплат и графиком погашения. Таким способом Госдума надеется уберечь граждан от сюрпризов, когда реальная процентная ставка после различных доплат (за страхование, оформление и т. д.) в итоге значительно превышает объявленную. Впрочем, совершенствование регулирования потребкредитования продолжается – вчера в Госдуму внесен рамочный закон о потребительских кредитах (см. справку).
Побеспокоилась Госдума и о покупателях, приобретающих товары с предварительной оплатой (речь идет, к примеру, о продаже мебели под заказ). Как правило, сейчас продавцы вписывают в договоры незначительные суммы неустойки за просрочку (не более 0,1%), поскольку закон о защите потребителей не регулирует эту ситуацию. Чтобы ожидание предоплаченного товара не затягивалось на месяцы, при первом чтении поправок Госдума ввела весьма жесткую норму: в случае нарушения срока передачи товара продавец выплачивает покупателю пени в размере 1% от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Это означало, что задержка поставки, к примеру, на сто дней доводила размер неустойки до 100%.
Юристы администрации президента сочли такое наказание для продавцов чрезмерным. При подготовке проекта закона ко второму чтению в Госдуму поступило заключение президента, в котором утверждалось, что при таком размере неустойки "возникающие у продавца риски будут закладываться в цену товара и, таким образом, компенсироваться за счет потребителя". Вчера депутаты скорректировали свое мнение и уменьшили размер ежедневной пени до 0,5%.
Другое нововведение – защита потребителей, которым довелось приобрести постоянно ломающиеся "технически сложные товары" (согласно утвержденному правительством перечню, к ним, в частности, относятся автомобили, холодильники, компьютеры). Чтобы потребители не возвращали дорогую технику без веских оснований, сейчас законом установлено, что отказаться от таких товаров можно только в случае обнаружения в них "существенных" (неустранимых либо связанных с большими затратами на устранение) недостатков. Поскольку многочисленные поломки в течение гарантийного срока основанием для замены не являются, депутаты в первом чтении одобрили поправку о том, что обменять товар или получить за него деньги можно также в случае "неоднократного выявления" недостатков. Однако в своем заключении президент счел норму о неоднократности слишком неопределенной.
В результате вчера Госдума уточнила, что заменить товар можно в случае, если в течение каждого года гарантийного срока он более 30 дней находился в ремонте вследствие неоднократного устранения различных недостатков.
Наконец, еще одна новация касается сроков ремонта приобретенной техники. Сейчас сервис-центры компании могут затягивать их до бесконечности, к примеру ссылаясь на отсутствие необходимых деталей. Принятым вчера законопроектом определено, что срок ремонта не может превышать 30 дней. По соглашению сторон он может быть продлен, однако отсутствие необходимых запчастей (деталей, материалов) основанием для заключения соглашения о новом сроке ремонта являться не может. Это означает, что сервис-центрам или изготовителям, затягивающим сроки ремонта, придется платить гражданам установленную сейчас неустойку в размере 1% от цены товара.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?