Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Госдума угрожает введением ЕГАИС участникам не менее десяти товарных рынков
Летом 2007 года в Госдуму предполагается внести законопроект, вводящий в целях борьбы с оборотом контрафактной продукции системы, аналогичные Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), на новых рынках – от аудио- и видеопродукции до стройматериалов. Разработчики проекта ссылаются на необходимость жесткой борьбы с контрафактом при вступлении России в ВТО. Эксперты ожидают, что подобные новшества будут обрушивать товарные рынки по той же схеме, которая уже обрушила алкогольный рынок летом 2006 года.
Как стало известно Ъ, межведомственная рабочая группа, созданная в 2007 году по инициативе ФСБ с участием представителей МВД, Минюста, Генпрокуратуры, МЭРТа, Минтранса, депутатов Госдумы, закончила работу над законопроектом "О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ". По данным Ъ, законопроект предполагается внести в Госдуму в июне-июле 2007 года.
Законопроект, текст сопроводительных документов к которому имеется в распоряжении Ъ, дает определение понятиям "контрафактной" и "фальсифицированной" продукции и распределяет полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей в борьбе с оборотом контрафакта. Главное же предложение законопроекта – создание для борьбы с оборотом контрафактной продукции в отдельных товарных группах систем электронной маркировки подлинности продукции, аналогичных той, что применяется в ЕГАИС по учету оборота алкогольной продукции.
Как сообщил Ъ один из разработчиков проекта – вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, проект определяет список товаров, которые должны будут иметь специальную электронную маркировку. В список пока вошли аудио- и видеозаписи, фонограммы, программы для ЭВМ, лекарственные средства, биологически активные добавки, косметическая и парфюмерная продукция, строительные материалы, автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти к ним, взрывчатые вещества.
Маркировка, согласно текстам сопроводительных документов к проекту, будет представлять собой специальную марку со штрихкодом или радиочастотную метку. Технические требования к индивидуальному идентификатору товара будет устанавливать правительство, расходы на маркирование легального товара предполагается возложить на производителя в России или импортеров в случае импорта товара. Проектом предусмотрено, как и в случае с ЕГАИС, введение уголовной и административной ответственности за отказ от маркировки товара, передачи данных в системы учета. Таможенные же органы проектов предлагается наделить правом приостанавливать ввоз контрафактных товаров по собственной инициативе – без заявлений правообладателей на торговые марки и товары. По данным Ъ, законопроект также предполагает ввести административную ответственность для покупателей немаркированных товаров, входящих в "спецгруппы",– пока в проекте штраф за покупку таких товаров составляет один МРОТ.
Документ пока не устанавливает конкретные сроки введения в действие систем, аналогичных ЕГАИС, для отдельных групп товаров. По данным Ъ, систему предполагается тестировать на парфюмерно-косметической и фармацевтической отраслях. Впрочем, в отличие от ЕГАИС речь не идет о системе налогового учета, а лишь о маркировке подлинности – проект не предполагает жесткого фискального контроля за оборотом подобной продукции. Впрочем, из текста пояснительных записок к проекту следует, что законопроектом предполагается, что все этапы движения товара из "спецгрупп" на рынке от момента его появления или импорта до продажи конечному покупателю будут фиксироваться в специальных базах данных – кто конкретно будет их вести, еще не определено.
Законопроект пока неизвестен в бизнес-кругах, поэтому отраслевые эксперты комментируют его неохотно, ссылаясь на то, что конкретные условия введения информсистем борьбы с контрафактом еще неизвестны. Президент торговой сети "Хит-зона" Павел Хизатулин напомнил Ъ, что попытки контролировать производство и продажу медианосителей уже предпринимались в конце 90-х годов: тогда на кассеты и CD наклеивались специальные марки, что привело к удорожанию продукции в рознице. "Уверен, что и в этом случае такие инициативы также отразятся на потребителях",– считает он.
Но больше всего эксперты опасаются проблем, аналогичных проблемам с ЕГАИС летом 2006 года. Вице-президент экспертно-маркетинговой группы "Старая крепость" Анна Дычева-Смирнова отмечает, что если новая система будет работать так же, как ЕГАИС, то парфюмерно-косметической отрасли придется нелегко: достаточно вспомнить, как "стояла" отрасль летом 2006 года, когда парфюмеры попали под действие ЕГАИС. "В законах нет проблем, теоретически такая мера выглядит хорошо, но проблема в том, как это будет делаться",– замечает госпожа Дычева-Смирнова. А исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев надеется, что инициатива депутатов не получит продолжения – риски повторить ситуацию с ЕГАИС ему кажутся достаточно серьезными.
Главная же проблема законопроекта – неизвестно, открытым или закрытым будет список "спецгрупп" товаров. Господин Катренко не исключает, что список будут расширен в ходе обсуждения законопроекта "с учетом интересов потребителей и мнения бизнес-сообщества". По данным Ъ, в ранних версиях проекта право вводить обязательный учет и маркировку отдельных групп товаров предполагалось передать правительству. Таким образом, каким именно отраслям угрожают новые ЕГАИС, станет известно лишь к лету 2007 года.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/7b8/5gokksij34do9zjd6czzzihpcy3uc57t/anonsimage_1.jpg)
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?