Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Госдума может ввести лицензирование косметического ритейла
Государственный совет Республики Коми направил в Госдуму РФ законопроект, предлагающий ввести лицензирование торговли спиртосодержащей непищевой продукцией. Разработчики надеются, что регулирование розницы поможет снизить уровень потребления ядовитых жидкостей в качестве дешевой замены алкоголю. Однако инициатива может негативно отразиться на косметическом рынке, 40% оборота которого приходится на духи, аэрозоли и кремы, где есть спирт.
Законопроект совета Республики Коми об изменениях в ФЗ "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (копия проекта есть у Ъ) был внесен в Госдуму 13 марта, а сейчас направлен в профильный комитет ГД по экономполитике, предпринимательству и туризму. В нем предлагается кроме существующей лицензии на торговлю алкоголем ввести лицензию на торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией. "Снижение уровня жизни и доступность цены привели к тому, что население начиная со второй половины 1990 года наряду с потреблением фальсифицированной алкогольной продукции стало активно потреблять спиртосодержащую непищевую продукцию",- говорится в пояснительной записке к проекту.
По данным Роспотребнадзора, ежегодно в России от употребления подобных суррогатов (жидкости для разжигания костров, размораживания замков, омыватели стекол, антисептики и другие спиртосодержащие средства) погибают 35-40 тыс. человек. По данным экспертного совета по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, за 11 месяцев 2006 года зарегистрировано 26 457 смертей от отравлений алкоголем, в Республике Коми один из самых высоких показателей - 488 случаев.
Сейчас, согласно действующему законодательству, необходима лицензия только для торговли алкогольной продукцией. Порядок лицензирования и стоимость лицензии определяются органами местного самоуправления. В частности, местные власти имеют право устанавливать минимальный барьер уставного капитала розничного предприятия, требуемый для получения лицензии, но он не должен превышать 1 млн руб. Если будет введено лицензирование и торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, под его действие попадут большинство торговцев парфюмерией и косметикой.
В прошлом году наличие этилового спирта в кремах, духах и аэрозольной продукции уже вызвало кризис в косметической отрасли. В частности, наряду с производителями алкоголя косметические производители и оптовики вынуждены были оформлять лицензии на производство, хранение и оборот спиртосодержащей продукции, а также устанавливать на своих предприятиях ЕГАИС. Отрасль была парализована на несколько месяцев из-за неработающей ЕГАИС, а также из-за того, что не все из 3,5 тыс. оптовых компаний смогли оплатить установку ЕГАИС и лицензии (250 тыс. руб. за лицензию). По данным ФНС, к началу 2007 года лицензии получило чуть более 15% оптовых операторов (менее 600 компаний). По оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, за четыре месяца недополученная прибыль всего рынка составила примерно $500 млн.
Осенью в Госдуме попытались исправить ситуацию, 8 ноября поправки, выводящие из-под действия спиртового закона косметику, были рассмотрены в первом чтении. Однако после второго и третьего чтения из-под действия закона вывели только аэрозольную продукцию, а внедрение ЕГАИС в косметическом секторе перенесли на 1 июля 2007 года.
"Лицензирование еще и косметической розницы приведет к очередному переделу рынка. Это ударит по несетевой рознице, которая предпочтет торговать другой продукцией",- опасается исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Большаков. По его данным, спиртосодержащая косметика занимает около 40% рынка в денежном выражении, общий объем рынка в 2006 году - $8 млрд. Господин Большаков прогнозирует сокращение российской косметической торговой сети примерно в семь раз. По данным участников оптового рынка, сейчас в стране порядка 50-100 тыс. розничных точек, торгующих косметикой. Представитель крупной дистрибуторской компании сомневается, что мелкая розница осилит получение лицензии, учитывая требования местных властей к уставному капиталу предприятий.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?