Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Госдума может ввести лицензирование косметического ритейла
Государственный совет Республики Коми направил в Госдуму РФ законопроект, предлагающий ввести лицензирование торговли спиртосодержащей непищевой продукцией. Разработчики надеются, что регулирование розницы поможет снизить уровень потребления ядовитых жидкостей в качестве дешевой замены алкоголю. Однако инициатива может негативно отразиться на косметическом рынке, 40% оборота которого приходится на духи, аэрозоли и кремы, где есть спирт.
Законопроект совета Республики Коми об изменениях в ФЗ "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (копия проекта есть у Ъ) был внесен в Госдуму 13 марта, а сейчас направлен в профильный комитет ГД по экономполитике, предпринимательству и туризму. В нем предлагается кроме существующей лицензии на торговлю алкоголем ввести лицензию на торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией. "Снижение уровня жизни и доступность цены привели к тому, что население начиная со второй половины 1990 года наряду с потреблением фальсифицированной алкогольной продукции стало активно потреблять спиртосодержащую непищевую продукцию",- говорится в пояснительной записке к проекту.
По данным Роспотребнадзора, ежегодно в России от употребления подобных суррогатов (жидкости для разжигания костров, размораживания замков, омыватели стекол, антисептики и другие спиртосодержащие средства) погибают 35-40 тыс. человек. По данным экспертного совета по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, за 11 месяцев 2006 года зарегистрировано 26 457 смертей от отравлений алкоголем, в Республике Коми один из самых высоких показателей - 488 случаев.
Сейчас, согласно действующему законодательству, необходима лицензия только для торговли алкогольной продукцией. Порядок лицензирования и стоимость лицензии определяются органами местного самоуправления. В частности, местные власти имеют право устанавливать минимальный барьер уставного капитала розничного предприятия, требуемый для получения лицензии, но он не должен превышать 1 млн руб. Если будет введено лицензирование и торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, под его действие попадут большинство торговцев парфюмерией и косметикой.
В прошлом году наличие этилового спирта в кремах, духах и аэрозольной продукции уже вызвало кризис в косметической отрасли. В частности, наряду с производителями алкоголя косметические производители и оптовики вынуждены были оформлять лицензии на производство, хранение и оборот спиртосодержащей продукции, а также устанавливать на своих предприятиях ЕГАИС. Отрасль была парализована на несколько месяцев из-за неработающей ЕГАИС, а также из-за того, что не все из 3,5 тыс. оптовых компаний смогли оплатить установку ЕГАИС и лицензии (250 тыс. руб. за лицензию). По данным ФНС, к началу 2007 года лицензии получило чуть более 15% оптовых операторов (менее 600 компаний). По оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, за четыре месяца недополученная прибыль всего рынка составила примерно $500 млн.
Осенью в Госдуме попытались исправить ситуацию, 8 ноября поправки, выводящие из-под действия спиртового закона косметику, были рассмотрены в первом чтении. Однако после второго и третьего чтения из-под действия закона вывели только аэрозольную продукцию, а внедрение ЕГАИС в косметическом секторе перенесли на 1 июля 2007 года.
"Лицензирование еще и косметической розницы приведет к очередному переделу рынка. Это ударит по несетевой рознице, которая предпочтет торговать другой продукцией",- опасается исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Большаков. По его данным, спиртосодержащая косметика занимает около 40% рынка в денежном выражении, общий объем рынка в 2006 году - $8 млрд. Господин Большаков прогнозирует сокращение российской косметической торговой сети примерно в семь раз. По данным участников оптового рынка, сейчас в стране порядка 50-100 тыс. розничных точек, торгующих косметикой. Представитель крупной дистрибуторской компании сомневается, что мелкая розница осилит получение лицензии, учитывая требования местных властей к уставному капиталу предприятий.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?