Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Госдума. Депутаты снова жмут на ПЭТ
Депутаты собираются признать продажу пива в больших пластиковых бутылках незаконной
Комитет по экономполитике и предпринимательству Госдумы сегодня обсудит законопроект, запрещающий продажу пива в ПЭТ-упаковке емкостью более 0,5 л с 2016 года. К тому же в пластиковых бутылках можно будет продавать только легкое пиво с содержанием алкоголя не более 4%. Сейчас в России в пластик разливается каждый пятый литр пива, поступающего в продажу.
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы собирается поддержать антипивной законопроект, утверждает заместитель председателя комитета Виктор Звагельский.
В распоряжении РБК оказался проект положительного заключения на документ за подписью председателя комитета Игоря Руденского, в котором содержится рекомендация принять законопроект в первом чтении.
Законопроект был внесен в Госдуму 17 мая 2013 года депутатом от «Единой России» Михаилом Тарасенко, после чего к законодательной инициативе присоединились еще несколько депутатов и сенатор Александр Торшин.
В случае принятия законопроекта с 1 января 2015 года будет запрещена розничная продажа пива свыше 6% содержания алкоголя в ПЭТ-упаковке более 1,5 л. Через полгода, с 1 июля 2015-го, минимальная пластиковая тара для пива сократится до 1 л. А с 2016 года пивовары смогут разливать в пластиковые бутылки не более полулитра пива не крепче 4%.
Сейчас значительная доля слабоалкогольной продукции, в первую очередь пива, упаковывается в пластиковую тару большого объема, что при низкой ее стоимости способствует росту потребления алкоголя: на такую продукцию в первую очередь ориентируется молодежь, отмечает Звагельский. «Например, в Казахстане уже более десяти лет действует полный запрет на реализацию алкогольной продукции в полимерной таре», – напоминает депутат.
Сами производители утверждают, что запрет на продажу пива в большой упаковке никак не повлияет на распространение алкоголизма в России. Львиная доля проблем связана с суррогатным алкоголем, а не с продажей и потреблением пива, говорит представитель российского подразделения голландской Heineken Кирилл Болматов. Когда впервые несколько лет назад на уровне Таможенного союза был поднят вопрос о полном запрете продажи пива в ПЭТ-упаковке, инициаторы говорили, что пластиковая бутылка небезопасна, напоминает он, но потом все успокоились.
«Для многих потребителей с низким уровнем дохода пиво в крупной пластиковой упаковке было единственным доступным продуктом на рынке, – рассказал РБК менеджер одной из крупнейших российских пивоваренных компаний на условиях анонимности. – Если у него отнимут этот продукт, то такой потребитель вряд ли станет на путь трезвости – запишется в библиотеку, будет посещать театры. Скорее, он купит водки».
Пивовары, входящие в отраслевой союз, в качестве компромисса уже отказались от производства пива в пластиковой таре объемом более 2,5 л осенью 2013 года, а также перестали использовать бутылки емкостью свыше 2 л для продукции крепостью более 6%.
Это лишь одно из последних ограничений, с которыми столкнулся рынок за последние годы (см. справку). Так, с 1 января 2010 года произошло трехкратное повышение ставки акциза – с 3 до 9 руб. за литр, в 2014 году размер ставки достиг уже 18 руб. Параллельно с увеличением налогового бремени была запрещена продажа пива ночью, а также через киоски.
По данным Росстата, выпуск пива в последние годы неуклонно снижался: в 2009 году пенного напитка было произведено 109 млн гл, в 2010 году – 98 млн, в 2011-м – 99 млн, в 2012-м – 98 млн, в 2013году – 89 млн гл (падение 8,5% к 2012 году).
При этом все четыре транснациональные пивоваренные компании, представленные на российском рынке, снизили свои объемы производства в минувшем году. Heineken – на 4,6%, до 12,5 млн гл, принадлежащая датскому Carlsberg «Балтика» – на 7,8%, до 35,8 млн гл. Лидерами падения стали «Сан ИнБев», российское подразделение глобального лидера Anheuser Busch Inbev, снизившее производство напитка на 13,6%, до 12,7 млн гл, и турецкий Efes, упавший на 19,9%, до 12,2 млн гл.
Падение объемов производства привело к переизбытку производственных площадей и, как следствие, закрытию заводов в российских регионах. «Сан ИнБев» за последние 1,5 года закрыла в России три своих завода – в Курске, Перми и Чувашии. Efes с 1 января 2014 года остановил производство на своем крупнейшем заводе в Москве, а затем закрыл предприятие и в Ростове-на Дону. В 2013 году Heineken списал 102 млн евро из-за обесценения активов в России.
Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?