Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Госбанки занимают торговые сети
Вслед за Сбербанком на этот рынок вышел ВТБ
Группа ВТБ заплатит за вход на рынок кредитования в торговых сетях (POS-кредитования) 5 млрд руб. Сумма сопоставима с затратами Сбербанка, который инвестировал в приобретение 70% банка «БНП Париба Восток», работающего под брендом Cetelem, аналогичную сумму. Однако если Cetelem уже имеет долю рынка в POS-кредитовании 4,5%, то Лето-банку группы ВТБ придется начинать с нуля, что заметно отодвигает его от достижения заветной для обоих госбанков цели – 25-процентной доли этого рынка, отмечают эксперты.
Вчера группа ВТБ официально объявила о запуске проекта «легкого банка» – Лето-банка. Лето-банк – новое название Бежица-банка, который группа ВТБ получила вместе с Банком Москвы. По словам главы группы ВТБ Андрея Костина, название «Лето-банк» было выбрано потому, что «лето – это тот период времени, жизни, который ассоциируется с хорошим, радужным, с солнцем, отдыхом, морем». Банк будет предлагать населению кредиты в торговых точках, кредиты наличными и кредитные карты, а также переводы и платежи. В развитие Лето-банка розничная «дочка» группы ВТБ – ВТБ 24 – готова инвестировать 5 млрд руб. в течение трех лет. Как пояснил предправления Лето-банка Дмитрий Руденко, часть этих средств пойдет на увеличение капитала банка – по данным рэнкинга «Интерфакс», на 1 июля он составлял 718 млн руб. Господин Руденко не уточнил, насколько планируется увеличить капитал Лето-банка.
Инвестиции группы ВТБ в Лето-банк сравнимы с затратами Сбербанка, который за вход на рынок кредитования в торговых сетях заплатил 5,1 млрд руб. За эти деньги Сбербанк купил 70% уже работающего на этом рынке под брендом Cetelem банка «БНП Париба Восток» с капиталом 6,4 млрд руб. Cetelem имеет долю рынка кредитования в торговых сетях около 4,5% и присутствует в федеральных сетях, таких как Media Markt, «М.Видео» и др. Лето-банк – новичок на этом рынке. По словам Дмитрия Руденко, пока банк работает только в небольших региональных сетях в Рязани, Калуге и Владимире. Экспресс-кредиты Лето-банк начал выдавать в августе, и сейчас его кредитный портфель составляет порядка 7 млн руб.
Между тем планы госбанков аналогичны: за несколько лет завоевать по 20–25% доли рынка POS-кредитования. По словам господина Руденко, получить свою долю рынку банк планирует за счет креативных продуктов. «По ряду кредитов клиент сможет вернуть до 2/3 ставки банка в случае, если он аккуратно погашает взятый кредит,– говорит он.– Это будет своеобразный кэшбэк для добросовестных клиентов».
По мнению экспертов, завоевать четверть рынка только за счет креативных ходов Лето-банку будет непросто. «Завоевание доли рынка 25% в POS-кредитовании – амбициозная цель. Главными здесь будут не столько инвестиции в проект, сколько отлаженные процессы, позволяющие обеспечить высокую скорость принятия решений,– считает предправления банка “Ренессанс Кредит” Алексей Левченко.– Сегодня банки не снижают для добросовестных заемщиков ставки по уже обслуживаемым POS-кредитам. Учитывая небольшой срок таких кредитов (в среднем около восьми месяцев) и то, что для снижения ставки заемщику надо хотя бы несколько месяцев демонстрировать высокую платежную дисциплину, воспользоваться низкой ставкой он практически не успеет». По словам зампреда правления ХКФ-банка Владимира Гасяка, у Сбербанка есть преимущества перед ВТБ на рынке кредитования в торговых сетях. «Cetelem имеет отлаженную скоринговую систему (система оценки рисков и принятия решений о выдаче кредита.– “Ъ”),– говорит господин Гасяк.– Для того чтобы научиться работать на этом рынке, Лето-банку придется наработать собственную базу заемщиков и на основе их поведения сформировать свой скоринг». На это уйдет около года, в течение которого банк будет нести повышенные риски, продолжает Владимир Гасяк.
Александра Баязитова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.