Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Goldman Sachs: Пора начинать покупать российский ритейл
В российском потребительском секторе сохраняется вполне здоровая обстановка на фоне растущих реальных доходов, низкой безработицы и роста потребительской уверенности. Хотя последние месячные данные Росстата свидетельствуют о некотором замедлении роста розничного товарооборота, экономисты Goldman Sachs не считают этот тренд тревожным признаком, связывая его с низкой инфляцией и эффектом высокой базы.
Апрель оказался особенно слабым для продуктовых ритейлеров: все основные игроки сектора, акции которых торгуются на бирже, продемонстрировали замедление роста продаж. Сами компании, объясняя такую динамику, ссылаются на низкую продовольственную инфляцию (ИПЦ на продовольственные товары в апреле составил всего 1,2%), эффект высокой базы сравнения (продовольственная инфляция в апреле 2011г. в годовом выражении, по расчетам Goldman Sachs, составляла 14%), а также факторы, связанные с погодными условиями (из-за низких температур снизились сезонные расходы на пикники, поездки за город и прочее). В целом в 2012г. руководство публичных российских ритейлеров придерживается конструктивного взгляда на перспективы сектора розничной торговли и макроэкономическую конъюнктуру. По словам представителей менеджмента розничных компаний, потребительский спрос чувствует себя хорошо, и какие-либо тенденции снижения отсутствуют. В мае компании наблюдали улучшение динамики выручки.
Эксперты Goldman Sachs полагают, что макроэкономические факторы продолжат оказывать поддержку показателям российских ритейлеров во II-IV кварталах 2012г. В банке ожидают, что во II квартале инфляция ускорится, что положительно скажется на динамике сопоставимых продаж. Кроме того, ближе к концу года эффект высокой базы будет меньше, поскольку в среднем рост продаж публичных ритейлеров во втором полугодии 2011г. был ниже, чем в первом. При этом специалисты сохраняют оптимистичный взгляд на ситуацию с потреблением в России в этом году и прогнозируют рост на 6,5%, который поддержит розничный рынок в целом.
Ритейл торгуется на исторических минимумах
Большинство ритейлеров подтвердили свои прежние таргеты после выхода результатов за I квартал 2012 года. Российские игроки сектора более позитивно настроены в отношении будущей динамики маржи на фоне лучших условий закупок и ожидаемой экономии на расходах на персонал за счет снижения ставки социального налога. В то же время, несмотря на хорошие прогнозы выручки и рентабельности, акции российских ритейлеров сильно потеряли в стоимости за последние три месяца из-за неприятия риска на рынке на фоне проблем еврозоны. В результате значения мультипликаторов EV/EBITDA приблизились к историческим минимумам, и компании торгуются со значительным дисконтом к историческим медианным значениям коэффициентов, средним значениям по потребительскому сектору рынков GEM и турецким аналогам.
Фаворитом Goldman Sachs среди акций российского ритейла в данный момент остаются бумаги «О'кей», которые, согласно оценкам, обещают самый высокий (по сравнению с другими анализируемыми бумагами сектора) потенциал роста на уровне 88%. Они включены экспертами в списки наиболее привлекательных для покупки акций в России и регионе EEMEA. В качестве объекта для долгосрочных вложений в банке предпочитают акции «Магнита» – лидера отрасли с сильными позициями на рынке, в то время как в краткосрочной перспективе аналитикам больше нравится X5 Retail Group.
X5 догонит «Магнит»
В банке по-прежнему считают, что «Магнит» должен торговаться с более высокими мультипликаторами, чем X5, с учетом более привлекательных фундаментальных характеристик. В частности, у «Магнита», согласно оценкам, ожидается более сильная динамика роста (среднегодовые темпы роста чистых торговых площадей в 2012-2015гг. на уровне 17,5% против 11% у X5) и более высокая доходность на инвестированный капитал (на уровне 18% в среднем в 2012-2015гг. против 12% у X5).
Кроме того, как отмечают эксперты, внимание руководства «Магнита» полностью сконцентрировано на будущем развитии компании, в то время как X5 продолжает разбираться с последствиями своей агрессивной политики слияний и поглощений. Тем не менее премия, с которой торгуется «Магнит» по отношению к X5 в настоящий момент (40% по форвардному EV/EBITDA) представляется специалистам чрезмерно высокой. Соответственно, ожидается, что котировки X5 будут демонстрировать опережающую динамику, пока разрыв в оценках обоих ритейлеров по мультипликаторам не сократится в достаточной степени. Хотя в краткосрочном периоде в Goldman Sachs отдают предпочтение акциям X5, аналитики обращают внимание на риски, связанные с потенциальной покупкой региональной сети «Холидей Классик», которая может быть негативно воспринята участниками рынка.
Опыт прошлого кризиса свидетельствует в пользу привлекательности ритейла
Эксперты считают чрезмерной недавнюю коррекцию в бумагах российских ритейлеров на фоне продолжающихся продаж рисковых активов из-за европейских макроэкономических проблем. В банке обращают внимание на защитные характеристики бизнеса компаний розничной торговли. Оглядываясь назад, на кризис 2009г., аналитики Goldman Sachs отмечают, что продуктовые ритейлеры в России демонстрировали двузначные темпы роста (11% в годовом выражении) на фоне падения реального ВВП на 8% благодаря тому, что возможности потребителей сократить расходы на продукты более ограничены, чем затраты на остальные товары. Кроме того, крупные розничные сети являются бенефициарами структурного сдвига в потребительских предпочтениях, поскольку они отбирают рыночную долю у мелких игроков рынка и магазинов традиционной розничной торговли.
В среднем рост выручки публичных ритейлеров в России в 2009г. составлял 22% в рублевом выражении (падение на 5% в долларах на фоне ослабления национальной валюты). Рост дохода на акцию достигал в среднем 12% в рублевом выражении (снижение на 12% в долларах).
Прошлый опыт свидетельствует о том, что последствия экономического спада менее заметны для компаний потребительского сектора, чем для игроков других отраслей. Аналитики полагают, что, если Россия опять столкнется с такими же экономическими условиями в будущем, прибыли ритейлеров останутся устойчивыми. В Goldman Sachs рекомендуют начинать наращивать позиции в акциях потребительского сектора, воспользовавшись текущей слабой динамикой котировок, которая продолжится, пока волнения на рынках не утихнут.
Кира Завьялова, Департамент аналитической информации РБК
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?