Декоративное изображение
2 812

Поделиться

Goldman Sachs: Пора начинать покупать российский ритейл

В российском потребительском секторе сохраняется вполне здоровая обстановка на фоне растущих реальных доходов, низкой безработицы и роста потребительской уверенности. Хотя последние месячные данные Росстата свидетельствуют о некотором замедлении роста розничного товарооборота, экономисты Goldman Sachs не считают этот тренд тревожным признаком, связывая его с низкой инфляцией и эффектом высокой базы.

Апрель оказался особенно слабым для продуктовых ритейлеров: все основные игроки сектора, акции которых торгуются на бирже, продемонстрировали замедление роста продаж. Сами компании, объясняя такую динамику, ссылаются на низкую продовольственную инфляцию (ИПЦ на продовольственные товары в апреле составил всего 1,2%), эффект высокой базы сравнения (продовольственная инфляция в апреле 2011г. в годовом выражении, по расчетам Goldman Sachs, составляла 14%), а также факторы, связанные с погодными условиями (из-за низких температур снизились сезонные расходы на пикники, поездки за город и прочее). В целом в 2012г. руководство публичных российских ритейлеров придерживается конструктивного взгляда на перспективы сектора розничной торговли и макроэкономическую конъюнктуру. По словам представителей менеджмента розничных компаний, потребительский спрос чувствует себя хорошо, и какие-либо тенденции снижения отсутствуют. В мае компании наблюдали улучшение динамики выручки.

Эксперты Goldman Sachs полагают, что макроэкономические факторы продолжат оказывать поддержку показателям российских ритейлеров во II-IV кварталах 2012г. В банке ожидают, что во II квартале инфляция ускорится, что положительно скажется на динамике сопоставимых продаж. Кроме того, ближе к концу года эффект высокой базы будет меньше, поскольку в среднем рост продаж публичных ритейлеров во втором полугодии 2011г. был ниже, чем в первом. При этом специалисты сохраняют оптимистичный взгляд на ситуацию с потреблением в России в этом году и прогнозируют рост на 6,5%, который поддержит розничный рынок в целом.

Ритейл торгуется на исторических минимумах

Большинство ритейлеров подтвердили свои прежние таргеты после выхода результатов за I квартал 2012 года. Российские игроки сектора более позитивно настроены в отношении будущей динамики маржи на фоне лучших условий закупок и ожидаемой экономии на расходах на персонал за счет снижения ставки социального налога. В то же время, несмотря на хорошие прогнозы выручки и рентабельности, акции российских ритейлеров сильно потеряли в стоимости за последние три месяца из-за неприятия риска на рынке на фоне проблем еврозоны. В результате значения мультипликаторов EV/EBITDA приблизились к историческим минимумам, и компании торгуются со значительным дисконтом к историческим медианным значениям коэффициентов, средним значениям по потребительскому сектору рынков GEM и турецким аналогам.

Фаворитом Goldman Sachs среди акций российского ритейла в данный момент остаются бумаги «О'кей», которые, согласно оценкам, обещают самый высокий (по сравнению с другими анализируемыми бумагами сектора) потенциал роста на уровне 88%. Они включены экспертами в списки наиболее привлекательных для покупки акций в России и регионе EEMEA. В качестве объекта для долгосрочных вложений в банке предпочитают акции «Магнита» – лидера отрасли с сильными позициями на рынке, в то время как в краткосрочной перспективе аналитикам больше нравится X5 Retail Group.

X5 догонит «Магнит»

В банке по-прежнему считают, что «Магнит» должен торговаться с более высокими мультипликаторами, чем X5, с учетом более привлекательных фундаментальных характеристик. В частности, у «Магнита», согласно оценкам, ожидается более сильная динамика роста (среднегодовые темпы роста чистых торговых площадей в 2012-2015гг. на уровне 17,5% против 11% у X5) и более высокая доходность на инвестированный капитал (на уровне 18% в среднем в 2012-2015гг. против 12% у X5).

Кроме того, как отмечают эксперты, внимание руководства «Магнита» полностью сконцентрировано на будущем развитии компании, в то время как X5 продолжает разбираться с последствиями своей агрессивной политики слияний и поглощений. Тем не менее премия, с которой торгуется «Магнит» по отношению к X5 в настоящий момент (40% по форвардному EV/EBITDA) представляется специалистам чрезмерно высокой. Соответственно, ожидается, что котировки X5 будут демонстрировать опережающую динамику, пока разрыв в оценках обоих ритейлеров по мультипликаторам не сократится в достаточной степени. Хотя в краткосрочном периоде в Goldman Sachs отдают предпочтение акциям X5, аналитики обращают внимание на риски, связанные с потенциальной покупкой региональной сети «Холидей Классик», которая может быть негативно воспринята участниками рынка.

Опыт прошлого кризиса свидетельствует в пользу привлекательности ритейла

Эксперты считают чрезмерной недавнюю коррекцию в бумагах российских ритейлеров на фоне продолжающихся продаж рисковых активов из-за европейских макроэкономических проблем. В банке обращают внимание на защитные характеристики бизнеса компаний розничной торговли. Оглядываясь назад, на кризис 2009г., аналитики Goldman Sachs отмечают, что продуктовые ритейлеры в России демонстрировали двузначные темпы роста (11% в годовом выражении) на фоне падения реального ВВП на 8% благодаря тому, что возможности потребителей сократить расходы на продукты более ограничены, чем затраты на остальные товары. Кроме того, крупные розничные сети являются бенефициарами структурного сдвига в потребительских предпочтениях, поскольку они отбирают рыночную долю у мелких игроков рынка и магазинов традиционной розничной торговли.

В среднем рост выручки публичных ритейлеров в России в 2009г. составлял 22% в рублевом выражении (падение на 5% в долларах на фоне ослабления национальной валюты). Рост дохода на акцию достигал в среднем 12% в рублевом выражении (снижение на 12% в долларах).

Прошлый опыт свидетельствует о том, что последствия экономического спада менее заметны для компаний потребительского сектора, чем для игроков других отраслей. Аналитики полагают, что, если Россия опять столкнется с такими же экономическими условиями в будущем, прибыли ритейлеров останутся устойчивыми. В Goldman Sachs рекомендуют начинать наращивать позиции в акциях потребительского сектора, воспользовавшись текущей слабой динамикой котировок, которая продолжится, пока волнения на рынках не утихнут.

Кира Завьялова, Департамент аналитической информации РБК

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами