Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Глобальный рынок продовольствия вырос на 4%, российский - на 11%!
Интерес потребителей к свежим продуктам, здоровому питанию и удобству определяют развитие рынка продуктов питания и напитков: исследование ACNielsen
Компания ACNielsen представила данные глобального исследования рынка продуктов питания и напитков, в ходе которого была проанализирована динамика розничных продаж в более 100 категориях продовольственного рынка, объединенных в 12 крупных товарных разделов, в 66 странах мира за период с середины 2005 года по середину 2006 года. На эти рынки приходится свыше 90% реального мирового ВВП и более 75% населения земного шара.
Глобальный рынок продуктов питания и напитков вырос на 4% в стоимостном выражении. Его развитие определяют три устойчивые тенденции в динамике потребительского спроса — интерес к свежим продуктам, здоровому питанию и удобству.
«Изменение демографической ситуации в мире оказывает непосредственное влияние на рынок продуктов питания и напитков. Нынешние развивающиеся рынки станут завтра ключевыми рынками сбыта для мировых производителей. Население развитых стран сокращается и стремительно стареет, и потребители все больше заботятся о здоровом питании, похудении, снижении холестерина в своем рационе. Категории, которые отвечают новым ожиданиям потребителей, продемонстрировали самые высокие темпы роста, в том числе и в России», — комментирует ключевые тенденции развития рынка продовольствия Александр Письменный, Генеральный директор ACNielsen.
В списке самых быстрорастущих категорий мирового рынка доминируют «здоровые» продукты питания и напитки. Темпы роста молочных продуктов, салатов, а также рыбы и морепроду ктов характеризуются двузначными цифрами, а мировой объем продаж в каждой из категорий них превышает 1 млрд. долларов.
Российский рынок продовольствия вырос на 11% в стоимостном выражении. Как отражение общих тенденций, в России среди лидеров роста также присутствуют “удобные” и “здоровые” продукты: Готовые блюда, Детские соки и напитки, Питьевой йогурт.
Категории — лидеры роста
Список самых быстрорастущих категорий глобального продовольственного рынка возглавил питьевой йогурт — плюс 18% в стоимостном выражении. Такой скачок обусловлен ростом продаж одно-порционных продуктов и выбором потребителей в пользу про-биотиков. Эта категория росла в четырех из пяти регионов мира, которые были изучены в ходе исследования, включая Европу, Северную и Латинскую Америку, Азиатско-Тихоокеанский регион и регион EEMEA*.
Другие самые быстрорастущие категории мирового продовольственного рынка: готовые супы (+18%), свежие травы (+17%) свежая рыба (+12%), сидр (+11%), готовые салаты (+10%), детские молочные смеси (или заменители грудного молока) (+10%), молочные напитки (+10 %) и др.
В России быстрее других росли категории: Готовые блюда (+41%), Детские соки и напитки (+33%), Печенье (+27%), Питьевой йогурт (+25%), Детское питание (+19%), Газированные напитки (+18%).
Региональный рост
Европа остается самым большим рынком продовольствия в стоимостном выражении (43% от мирового товарооборота продуктов питания и напитков) и при этом самым медленно растущим (+3% — медленнее рынка в целом). Быстрее других здесь росли такие категории, как фрукты и овощи, рыба и морепродукты и относительно молодая категория алкогольного рынка — сидр, которая демонстрирует высокую динамику в основном за счет роста продаж в Великобритании, Ирландии. Рост категории пищевых масел в Европе обусловлен ростом частных торговых марок в категории, а также ростом цен на оливки.
Северная Америка — второй по величине рынок продовольствия в мире (30%) — растет в соответствии с глобальными темпами (+4%). Медленнее других здесь росли товарные разделы М ясо и Молочные продукты. В то же время динамично росли продажи в категории Рыба и морепродукты.
«Возможно, рост продаж рыбы в мире — результат отказа потребителей на развитых рынках от низкоуглеводных диет, столь популярных в Европе и США еще совсем недавно. Еще один из факторов, который мог повлиять на снижение продаж мяса — неуверенность потребителей в безопасности мясных продуктов из-за угрозы заражения птичьим гриппом и коровьим бешенством. Отказываясь от курицы и говядины, потребители все чаще переключаются именно на морепродукты», — говорит Александр Письменный.
Двигателями роста рынка продуктов питания и напитков в Северной Америке являются категории: З амороженные закуски (Meal Starters) (+95%), Спортивные/Энергетические напитки (+51%), Свежие супы и бульоны (+45%).
Азиатско-Тихоокеанский регион рос наравне с глобальным рынком. Здесь быстрее других росли категории: Замороженные закуски (+48%), Свежие травы и специи (+47%), Питьевой йогурт (28%), а также Детские молочные смеси (+24%) — за счет гипер-роста в этой категории в Китае (+50%), Шри Ланке (+42%), Тайване (+22%).
Латинская Америка (+10%) и EEMEA (+13%), куда входит и Россия, — самые быстро растущие рынки продовольствия. Интересно, что Алкогольные миксы, которые во всем мире переживали серьезное падение, здесь показали высокий рост — +34% и +40% соответственно. Также в Латинской Америке впечатляющую динамику продемонстрировали соевые продукты — замороженные заменители мяса (+66%) и напитки на основе заменителей молока (+40%). В EEMEA активно росли Детские соки/сокосодержащие напитки, а также Минеральные добавки.
Рост по продовольственным сегментам
Во всем мире сегмент Продукты детского питания вырос на 8% в стоимостном выражении, и это самый быстрорастущий сегмент в мире. За период исследования этот товарный раздел в России вырос на 20% в стоимостном выражении, за счет высокой динамики в категории Детских соков и сокосодержащих напитков (+33%).
Алкогольные напитки — один из крупнейших товарных разделов и в мире, и в России. При этом темпы его развития невысоки (+4% глобально). В России Алкогольные напитки выросли на 9% — в основном за счет увеличения продаж пива (+14%).
Рост в сегменте Безалкогольные напитки в России составил +16% (+6% в мире), и практически все его категории продемонстрировали высокую динамику. Так, продажи молочных напитков выросли на 15%, соков — на 16%, чая (сухого) — на 12%, кофе (нераств.) — на 14%. Быстрее других в сегменте росли продажи в категориях Питьевой йогурт и Газированные напитки. Продажи в последней выросли в России на 18% — в основном за счет больших упаковок и роста продаж кваса. В то же время сразу на 21% упали продажи напитков на основе сои.
Продажи кондитерских изделий и снеков в России увеличились на 11% в стоимостном выражении за период исследования. Самый быстрый рост наблюдался в категории Соленое печенье (+27%). Категория Шоколад выросла на 12% в России и на 5% в мире, — за счет общего повышения цен на эти изделия, а также за счет роста популярности шоколада, как полезного для здоровья продукта.
Товарный раздел Молочные продукты продемонстрировал положительную динамику в 12% в России — за счет роста продаж обогащенного кефира (+27%) и творога (+25%). Сегмент Десерты, торты и выпечка вырос на 7% в России — за счет категории Мини-тортов (+58%). Базовые кулинарные продукты, которая объединяет растительные масла, специи, приправы, соль и т.д., вырос в России на 13%, за счет роста объемов продаж различных приправ.
Частные марки
В этом году в обзор рынка продовольствия компания ACNielsen включила данные по продуктам под частными торговыми марками (ЧТМ), — с целью изучения вклада продуктов производителей и товаров, выпускаемых розничными сетями, в общую динамику рынка.
В целом частные марки в 2006 году росли быстрее продуктов производителей в 11 из 12 проаудированных продуктовых сегментах. Только в сегменте Алкогольные продукты марки производителей показали б льшую динамику, чем ЧТМ.
По данным на середину 2006 года, самая высокая доля частных марок в таких сегментах глобального продовольственного рынка, как Молочные продукты (27%), Мясо/Заменители/Рыба/Яйца (26%), Фрукты/Овощи (24%) и Десерты/Торты/Выпечка (23%).
Тенденции развития ЧТМ в мире совпадают с общими для всего рынка — среди товаров под частными марками лидируют “свежие” и “здоровые” продукты питания.
В России доля ЧТМ в розничных продажах продуктов питания и напитков значительно меньше и не превышает 1% от всего рынка продовольствия. Самая большая доля ЧТМ в таких категориях, как Десерты/Торты/Выпечка (6%) и Молочные продукты (3%).
* EEMEA — Eastern Europe, Middle East, Africa (Восточная Европа, Ближний Восток, Африка)
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?