Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Глобальный ритейл не спешит в Украину
Международные торговые сети не горят желанием заходить на рынок Украины, так как видят для себя слишком много рисков и слабую способность страны к восстановлению после кризиса. В то же время еще год-два назад ситуация была совсем иной. Эксперты рынка утверждают: активного восстановления потребительского спроса и соответственно роста розничных продаж ожидать в текущем году не стоит. В свою очередь игроки рынка уверены, что Украина по-прежнему остается привлекательной для развития, но скорее в долгосрочной перспективе.
Согласно результатам исследования международной компании "A.T. Kearney" "Индекс развития глобального ритейла-2010", которая ежегодно определяет 30 самых привлекательных стран для развития розничной торговли, в 2010 году Украина не вошла в Топ-30, в то время как в 2008 и 2009 годах занимала 17-е место в рейтинге.
Снижение спроса
Последствия мирового финансового кризиса, который оказался более глубоким, чем кризис в 80-х годах прошлого столетия и который привел к значительному макроэкономическому спаду в Украине, стали одним из ключевых факторов, повлиявших на решение глобальных ритейлеров не заходить на рынок Украины или не расширять свою деятельность в Украине, считает Марк Льюис, партнер международной компании "Делойт".
Основная преграда, которая сдерживала приход глобальных торговых игроков на украинский рынок, - это ослабление внутреннего спроса, причинами которого стало снижение доходов населения, невысокие темпы роста этих доходов и низкие объемы кредитования, считает Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического центра "Forex Club".
В 2009 году в Украине реальные доходы населения сократились на 8,5%, а реальная заработная плата - на 9,2%, отмечает Н.Ивченко. Эксперт добавляет: в 2010 году в Украине хоть и ожидается прирост, но очень умеренный: реальные доходы населения в текущем году вырастут всего на 2,5%, а реальная заработная плата - на 1%.
Оборот организованной розничной торговли в Украине в 2009 году упал на 20,6%, и по этому показателю Украина стала "лидером" среди всех стран СНГ. При этом положительная динамика объемов организованной розничной торговли в Украине по отношению к аналогичному периоду прошлого года была зафиксирована только в мае 2010 года. Таким образом, по оценкам Н.Ивченко, сектор розничной торговли наряду с промышленностью (-21,9% в 2009 г.) и строительством (-48,2%) больше всего пострадали от кризиса. В текущем году, прогнозирует руководитель "Forex Club", темп роста в торговле может составить лишь 3,5-4%.
Кроме того, различные юридические и бюрократические преграды, а также сложная налоговая система, наряду с низким спросом в Украине, способствовали тому, что основные игроки ритейла переориентировались на азиатские, восточноевропейские и латиноамериканские страны, о чем свидетельствуют результаты исследования "A.T. Kearney".
Недоступные кредиты
Еще одной из причин понижения рейтинга Украины в качестве перспективного места для развития ритейла стало резкое сокращение кредитования физических и юридических лиц в 2009 году, и туманные перспективы данного сегмента в 2010 году, считает Н.Ивченко.
По его данным, кредитный портфель физических лиц в 2009 году сократился на 14%, юридических лиц - вырос только на 4,8%. Ожидается, что в 2010 году кредитный портфель физических лиц в гривневом эквиваленте также снизится на 10,3%, а кредитный портфель юридических лиц вырастет лишь на 3,9%.
М.Льюис подтверждает: в Украине стало практически невозможно получить заемные средства на разумных условиях. "Предприятия, как правило, не могут и не будут инвестировать без разумной цены капитала, а деньги в Украине оказались очень консервативными и очень дорогими", - констатирует партнер "Делойт".
Не стоит также забывать о нестабильной политической ситуации в стране, которая является одним из основных факторов, что учитывается торговой компанией при выходе на новый рынок, напоминает Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций торговой сети "Метро Кеш энд Керри Украина".
"Безусловно, предвыборная политическая неопределенность также добавила причин для принятия осторожной, выжидательной позиции инвесторов по отношению к Украине", - отмечает М.Льюис.
Недвижимый вопрос
Одной из основных причин, почему в 2010 году Украина не вошла в тридцатку стран, привлекательных для развития глобального ритейла, является неразвитость и закрытость рынка торговой недвижимости, считает Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости компании "Colliers International".
За последние три года глобальные ритейлеры так и не реализовали свои планы по развитию в Украине, напоминает эксперт "Colliers". С 2007 года в Украине не открылось достаточного количества профессиональных торговых центров, и большинство значимых проектов было заморожено в 2008 году как в Киеве, так и в городах-миллионниках.
В Киеве, говорит Н.Кравец, можно выделить только несколько проектов торговых центров (ТЦ) и торгово-развлекательных центров (ТРЦ), которые могут приближенно соответствовать интернациональным стандартам и которые привлекательны для развития глобального ритейла. В таких ТЦ/ТРЦ, говорит эксперт, практически нет свободных площадей, что является причиной неготовности девелоперов принимать коммерческие условия, привычные для многих глобальных ритейлеров на развитых рынках: компенсация расходов на ремонт, процент от товарооборота в качестве арендной платы, срок договоров аренды от 10 лет и др.
"В Украине существует дефицит торговых площадей, и к тому же арендные ставки на них снова начали расти в этом году, - подтверждает Т.Бабенко из "Метро Кеш энд Керри Украина". - А получить участок под строительство торгового центра в Украине все так же сложно".
М.Льюис также оценивает арендные ставки в Украине как очень высокие по сравнению с ожидаемым уровнем спроса. "Аренда в благоприятных местах - хотя и более гибкая, чем в докризисные времена, но по-прежнему дорогая, а некоторые арендодатели остаются по-прежнему негибкими", - говорит партнер "Делойт".
Прогноз на 2010 год
Выход глобальных компаний розничной торговли на украинский рынок зависит главным образом от улучшения макроэкономических условий в Украине и мире, стабильности гривни, восстановления кредитования на приемлемых условиях. "Улучшение в этих секторах оказывает очень большое влияние на доверие деловых кругов, влияет на уровень занятости, повышает доверие потребителей и вызывает рост потребления", - утверждает М.Льюис.
Глеб Вишлинский, эксперт украинского подразделения международной исследовательской компании GfK, напомнил, что процесс выхода на рынок другой страны, начиная с момента принятия решения до непосредственно самого выхода, является делом не одного года, в связи с чем привлекательность украинского рынка может значительно измениться через несколько лет.
Прогнозируя ситуацию на потребрынке в ближайшие полгода, Г.Вишлинский, отметил: "Если, с одной стороны, у нас будет достаточно позитивное отношение к новой власти, с другой стороны, к тому моменту еще серьезных разочарований в этой власти не будет, то есть будет объективное улучшение экономической ситуации в силу ослабления негативных явлений кризисных времен, плюс уменьшение инфляционного давления, - весь этот комплекс факторов должен привести к оживлению розничной торговли".
Несмотря на то, что индекс потребительских настроений в Украине, согласно исследованиям компании GfK, вырос за год практически на 20% (с 65,6% в марте 2009 года до 94,8% в марте 2010 года), оборот предприятий розничной торговли за этот же период увеличился всего лишь на 1,1% по сравнению с прошлым годом, напомнила Т.Бабенко из "Metro".
Согласно последним данным GfK, май 2010 года стал уже десятым месяцем непрерывного улучшения потребительских настроений в Украине. Хотя ожидания украинцев относительно экономического роста и остаются на высоком уровне и показывают улучшение, текущее положение и ожидание по уровню безработицы демонстрируют незначительное снижение, что свидетельствует о некотором охлаждении недавнего весеннего оптимизма.
По словам Т.Бабенко, до конца года на рынке розничной торговли возможна дальнейшая стабилизация ситуации, но не ее активное улучшение. Такого же мнения придерживается и Н.Ивченко из "Forex Club": до конца 2010 года потребительские настроения в Украине хоть и будут постепенно улучшаться, но этот процесс будет очень медленным. Рост потребительских настроений сдерживается низкими темпами кредитования и увеличением доходов населения. "На рынок могут прийти только крупные иностранные игроки, которые будут ориентироваться на длительную перспективу", - говорит Н.Ивченко.
Однако результаты исследования "A.T.Kearney" показали, что все больше глобальных ритейлеров стали ориентироваться на получении именно "быстрых денег". Так, большинство опрошенных торговых компаний ожидают, что их деятельность окупится в течение 3 лет после захода на рынок, в то время как в 2005 году ритейлеры были готовы ждать 5-7 лет.
Это подтверждают и в "Metro": сейчас операторы планируют свои действия в расчете на среднесрочную перспективу, предпочитая подождать с долгосрочными и затратными проектами. Однако Украина перспективна в долгосрочном плане и остается интересным рынком для тех международных игроков, которые уже успели тут закрепиться.
Дмитрий ГОВДЯ, biz.liga.net
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?