Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Гипермаркеты выходят из моды
Покупатели все активнее «сбегают от соблазнов» в магазины малого формата
За прошедший год меньшие форматы составили достойную конкуренцию гипермаркетам. При этом меньший ассортимент и высокая доля собственных торговых марок позволили некоторым игрокам нарастить продажи.
«Хорошие темпы развития в прошлом году показали дискаунтеры и магазины у дома, которые теперь составляют серьезную конкуренцию гипер- и супермаркетам,— считает Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций «МЕТРО Кеш энд Керри Украина».— Эти обстоятельства заставляют ритейл-операторов, среди которых Wal-Mart, Tesco и Carrefour, осваивать новые форматы небольших магазинов. И чем более насыщен рынок, тем более справедлива для него эта тенденция».
Описанная переориентация может быть связана с особенностями потребительского спроса. Ритейлеры неоднократно говорили, что в кризис покупатели уменьшили среднюю сумму чека, но стали делать покупки чаще.
«С падением покупательной способности тенденция идти в супермаркет за всем и сразу замещается необходимостью купить только самое нужное,— считает Светлана Фасовская, коммерческий директор ЗАО «Киевский экспериментальный завод бытовой химии» (компания группы ІТТ).— Люди начинают осознанно «сбегать от соблазнов». Вот потому сейчас и настало время, когда небольшие магазины, максимально локально приближенные к покупателю, с конкретным знакомым ассортиментом товаров, пользуются огромным спросом».
По словам участников рынка, переориентация на меньшие торговые форматы является мировой тенденцией. Кроме того, ограниченность доступа ритейлеров к кредитным ресурсам серьезно усложняет развитие сетей гипермаркетов.
«Большинство торговых операторов, которые развивают сети гипер- и супермаркетов, снизили темпы развития, поскольку открытие одного такого магазина требует больших инвестиций. А доступ к финансовым ресурсам ограничен»,— говорит Татьяна Бабенко.
Недавно о переориентации гипермаркетов на меньшие форматы торговли заявил крупнейший российский ритейлер, работающий также и в Украине. «Х5 Retail Group будет отказываться от гипермаркетов в пользу малых форматов и супермаркетов — магазинов площадью 3-7 тыс. кв. м»,— сообщил Лев Хасис, главный исполнительный директор компании Х5 Retail Group.
«Затратность таких (гипермаркетов.— «і») проектов, трудности в поиске соответствующей земли под строительство или готовых объектов в нынешних условиях ограниченных кредитных ресурсов и падения доходов сводит привлекательность строительства гипермаркетов практически к нулю, поэтому такие игроки, как Х5 Retail Group, обязаны реагировать на новые реалии рынка»,— добавляет Светлана Фасовская.
Эксперты считают, что ритейлера привлекает в меньших форматах большая мобильность по сравнению с гипермаркетами. «Во-первых, для меньшего объекта потенциально существует гораздо больше возможностей найти подходящее месторасположение. Благодаря этому супермаркеты можно располагать в пределах пешей досягаемости от места жительства или работы покупателей, заполучая тех, кто не пользуется личным транспортом. Во-вторых, меньший формат требует как меньшего количества начальных инвестиций для запуска, так и меньшей потребности в оборотных средствах для своего функционирования»,— считает Александр Романов, аналитик инвестиционной компании BG Capital.
Малые форматы торговли привлекательны еще и тем, что потенциально могут быть более успешными на этапе экономического роста.
«При восстановлении потребительского спроса, вероятно, данный формат будет успешным. Тем не менее пока говорить об этом рано, ведь спрос постоянно модифицируется, трансформируется под реальные потребности,— считает Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента ИГ ТАСК.— Хотя, скорее, речь идет о трансформировании бизнеса под сложившиеся условия, диктуемые рынком. Спрос остается низким, что вынуждает игроков искать способы оптимизации затрат и сегментировать рынок».
Даниил НЕСТЕРОВ, eizvestia.com
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.