Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
2 126

Поделиться

Германия ждет самого масштабного в истории передела аптечного рынка

В наступающем году аптечный рынок Германии ожидает самый глубокий и масштабный передел за всю историю страны. Отмена протекционистского законодательства означает, что собственники сменятся как минимум у двух третей немецких аптек.

Первое января 2008 года должно стать черным днем для профессиональных немецких аптекарей и радостным — для немецких потребителей. Германия должна начать выполнять решения Европейской комиссии об открытии внутреннего аптечного рынка для немецких и иностранных финансовых инвесторов.

Полная либерализация рынка прогнозируется к 2010 году, но уже с середины будущего года ожидается первый приход на рынок сетевых компаний — а за ним и падение цен. Для застоявшегося немецкого аптечного рынка реформа равносильна смертному приговору. «По нашим прогнозам, уже в течение трех-четырех лет после либерализации рынка из 20 тысяч немецких аптек независимость сохранят не более восьми тысяч, остальные перейдут под контроль сетевых компаний», — говорит совладелец консалтинговой компании Sempora Арнт Тобиас Бродткорб.

Как завещал великий Фридрих

Немецкие аптеки — совершенно особая сфера экономики, не реформировавшаяся буквально веками. Трудно поверить, но нынешние германские законы, регулирующие деятельность аптек, напрямую восходят к закону 1241 года. А именно, к Салернскому эдикту императора Священной Римской империи Фридриха II. Внук Фридриха Барбароссы положил начало жесткому разграничению профессий врача и аптекаря и установил (через четыре года после разорения Рязани Батыем и за год до Ледового побоища) строгие правила ведения аптечного бизнеса, которые во многом выполняются в Германии до сих пор.

 Рынок аптек в современной ФРГ куда больше напоминает классический средневековый цех, чем современную высокорентабельную отрасль, норма прибыли в которой колеблется между 5 и 12% (для сравнения: аналогичные показатели в сфере торговли продуктами питания не превышают 3%). Вхождение в аптечный бизнес максимально затруднено. Немецкое законодательство разрешает владеть аптекой лишь лицам со специальным фармацевтическим образованием, при этом на одного аптекаря не может приходиться более четырех аптек.

Многостраничный закон подробно расписывает, какая минимальная площадь должна быть у аптечных помещений, в чем заключаются обязанности каждого сотрудника аптеки и какие отделы должны в ней иметься. На практике немецкие аптекари никогда не были частными предпринимателями и превратились в обособленный класс, живущий в своем собственном мире по собственным законам. Так, поскольку первая статья закона утверждает «общественную значимость» аптек, стоящий за прилавком владелец аптеки часто превращается чуть ли не в полицейского, рассматривающего клиента как потенциального нарушителя закона.

В одной из франкфуртских аптек корреспонденту «Эксперта» однажды отказались продавать антибиотик по рецепту, выписанному врачом, работающим в Кельне. «Если хотите купить лекарство в моей аптеке, приносите рецепт от врача, имеющего практику поблизости», — без обиняков заявил аптекарь.

В ожидании дешевизны

Главная выгода, ожидающая конечных потребителей после либерализации рынка, — существенное удешевление лекарств. Уже сегодня единственная действующая в Германии аптечная сеть DocMorris (в апреле контрольный пакет этой голландской сети приобрел фармакологический концерн Celesio), добившаяся права открывать филиалы, предлагает покупателям медикаменты по ценам в среднем на 15–25% ниже, чем у располагающихся по соседству «традиционных» конкурентов. Последние, как показывают свежие данные, не брезгуют массовыми ценовыми сговорами.

Так, в настоящий момент немецкие инспекторы из антимонопольной службы ведут самое широкомасштабное расследование по делу о ценовом сговоре среди аптекарей. По мнению чиновников, сразу 11 тыс. аптекарей — 55% от общего числа работающих в стране — вступили в ценовой сговор с компаний Bayer и искусственно завышали цены на производимый этой фирмой аспирин.

Именно низкие цены — главный конек компаний, собирающихся прийти на немецкий аптечный рынок сразу же после его либерализации. Большинство инвесторов, с интересом поглядывающих сегодня на немецкий аптечный бизнес, давно и успешно работают в дисконтном сегменте, занимаясь продажей продуктов питания, бытовой химии, а также не требующих рецептов лекарств (реализация некоторых таких медикаментов может осуществляться в Германии и не аптекарями). Имея многолетний опыт дискаунтерской работы, эти сети прекрасно знают, как грамотно использовать преимущества больших объемов, гораздо эффективнее выстраивают логистику, а также максимально оптимизируют использование своих торговых площадей.

Подобные компании уже сейчас активно зондируют аптечный рынок. Так, берлинская консалтинговая компания Eurotax подтверждает, что в настоящий момент ведет исследование рынка аптек для потенциальных инвесторов. По данным, предоставленным Eurotax, уже сегодня продать свои аптеки готовы 20% немецких аптекарей, при этом средняя рыночная цена аптеки, располагающейся на бойком месте, колеблется от 500 до 800 тыс. евро.

Потренируйтесь на чехах

Среди главных претендентов на значительную часть немецкого аптечного рынка — семейная немецкая компания-дискаунтер Schlecker, которой принадлежит одна из крупнейших в Германии сетей по продаже бытовой химии и сопутствующих товаров.

Владеющая компанией семейная пара Антон и Криста Шлекер прекрасно представляют себе, как именно они собираются захватить изрядную часть немецких аптек. Уже сегодня Schlecker оттачивает технику продажи медикаментов в Германии, предлагая в своих немецких филиалах безрецептурные травяные сборы. Главная же подготовка к борьбе за германский аптечный рынок ведется Schlecker на соседнем рынке — чешском: уже больше года Schlecker владеет крупнейшей чешской аптечной сетью Droxie, и мало кто сомневается, что Чехия рассматривается руководством Schlecker как удобная тренировочная площадка для обкатки маркетинговых решений. Аналогичные тестовые проекты имеются и у других компаний, разрабатывающих планы вхождения на немецкий рынок. Так, принадлежащий семье Меркле фармакологический концерн Phoenix фактически подготовил к поглощению около 1500 немецких аптек, активно способствуя их вступлению в добровольное объединение аптекарей Linda. Входящие в союз Linda аптекари уже сегодня работают почти как единая аптекарская сеть, предлагая клиентам общую систему клубных скидочных карт, издавая собственный рекламный журнал и активно продвигая торговую марку Linda через рекламу в СМИ. Вся эта работа по выстраиванию централизованной сети ведется под непосредственным руководством Phoenix, и многие уверены, что большинство аптек, входящих в союз Linda, будут немедленно приобретены концерном, как только это станет возможно юридически.

Наконец, крупнейший фармакологический концерн Celesio, принадлежащий семье Ханиэль, тестирует на базе купленной сети DocMorris различные маркетинговые решения. Большинство экспертов склоняются к тому, что после либерализации рынка результаты, полученные в филиалах DocMorris, будут использованы в открытии новых аптечных филиалов в дискаунтерах Metro и Real. Оба дискаунтера контролируются все той же семьей Ханиэль. По данным ведущего экономического еженедельника Германии WirtschaftsWoche, аналогичные планы создания аптечных отделов имеются и у других немецких дискаунтеров — Rewe, Lidl и Rossmann.

В новой системе клиенты смогут сами выбирать, где именно они покупают лекарства — в дорогой специализированной аптеке, в которой к услугам покупателя имеются квалифицированные консультанты, или в недорогом супермаркете. Выбор особенно важен, если расходы по приобретению лекарств не компенсирует страховая компания. Теперь такие клиенты не обязаны тратить дополнительные деньги в аптеках.

«Совершенно не понимаю, почему я должна переплачивать аптекарям за консультацию, которая мне далеко не всегда нужна. Гораздо проще пойти в супермаркет и купить то лекарство, которое необходимо», — предвкушает скорое реформирование рынка аптек читательница интернет-форума журнала WirtschaftsWoche. Впрочем, ее оптимизм разделяют не все. «Я всегда хожу только в “настоящую” аптеку. Профессиональный совет мне куда важнее, чем пара сэкономленных центов», — скептически замечает уже в следующем комментарии другой читатель.

Эксперт

Интервью

Декоративное изображение

Александр Липилин, Fort: «Мы подбираем вина скрупулезно и предлагаем позиции, которых не найти в других винотеках»

Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами