Декоративное изображение
4 244

Поделиться

Генеральный директор сети «О’кей Украина» Армен Папазян: "С «О’Кей Украина» я начал переговоры где-то в 2005 году"

 

Генеральный директор сети «О’кей Украина» говорит, что хороший товарооборот для гипермаркета составляет около 6 тысяч долларов с квадратного метра в год.

 

На должность генерального директора «О’Кей Украина» вы пришли, покинув кресло регионального директора французской сети магазинов Carrefour в Польше. Почему вы приняли такое решение?

 

Для того чтобы понять логику моего поступка, нужно начать с моего прихода в ритейл. Изначально в Польше я возглавлял небольшой магазин по продаже джинсовой одежды Big Star. В подчинении у меня было 6-7 человек. А в Carrefour я перешел на должность руководителя отдела текстиля, где работало 12-16 человек. Несмотря на то что я был очень молод, я понимал: высокая должность — это не самое важное в жизни. Для меня важно было получить возможность научиться чему-то новому у международного оператора.

 

Я работал в первом магазине Carrefour, который открывался в Польше. Этот оператор действительно принес нечто новое на польский рынок. Именно там я научился управлять людьми, обучать их и планировать их карьерный рост.

 

Если там было все так хорошо, почему же вы решили взяться за проект в Украине с нуля?

 

Во многих компаниях наступает момент, когда все механизмы ведения бизнеса становятся точно налаженными. При каждой проблеме или нововведении есть четкий алгоритм, как действовать в тех или иных случаях. И человеку, который хочет реализовать какие-то свои идеи, очень тяжело в этих рамках работать.

С «О’Кей Украина» я начал переговоры где-то в 2005 году. Тогда уже шла речь о том, чтобы именно я возглавил проект в Украине. Я видел, что здесь игроков европейского уровня еще нет и бизнес придется строить с нуля. Мне эта идея понравилась, и я принял решение о переходе.

 

Среди топ-менеджмента, кроме вас, есть еще иностранные специалисты?

 

Да, среди руководителей есть иностранные специалисты, привлеченные из компаний, работающих на рынках, схожих с украинским.

 

Почему в вашем случае учредитель решил пригласить руководителя из Польши?

 

Мне трудно сказать, почему выбор пал именно на Польшу и именно на менеджера из сети Carrefour. Могу предположить, что стратегический подход Carrefour импонировал и был близок к идеям учредителя. Да и польский розничный рынок схож с украинским.

 

Знаю, что подбором топ-менеджмента занимался лично владелец «О’Кей Украина» Хилар Тедер. Он несколько раз приезжал в Польшу. Также мы вместе с ним ездили и смотрели Украину, изучали рынок.

 

В ноябре прошлого года в Киеве открылся первый гипермаркет «О’Кей». Сколько вы шли к этому?

Компания начала работу в Украине 24 мая 2006 года. Около года нам потребовалось для того, чтобы набрать команду, сформировать ассортиментную матрицу, определить стратегию развития и открыть первые три гипермаркета.

 

Какие инвестиции были сделаны за этот период?

В 2007 году мы инвестировали в проект около 300 миллионов гривен.

 

Какие инвестиции планируете сделать в этом году?

В наших планах инвестировать около 500 миллионов гривен.

 

И насколько компания доходна сегодня?

 

Нам еще рано говорить о доходности. Мы сейчас находимся на стадии агрессивного инвестирования. При таких вложениях принято считать, что если проект успешный, то он окупиться лет через 5-6.

 

Для того чтобы понимать, о каких инвестициях мы говорим, нужно представлять, сколько стоит создание одного гипермаркета. Сегодня, если мы строим магазин с торговой площадью 12 тысяч квадратных метров с нуля — покупаем землю, проектируем будущий объект, получаем все согласования и начинаем строительство, — эта сумма составит 20-25 миллионов долларов.

Если речь идет о магазине на арендованных площадях, то здесь сумма гораздо ниже, нежели цена строительства. И такой гипермаркет окупается быстрее.

 

А если говорить о товарообороте?

 

Учитывая, что наша компания на рынке только семь месяцев, я могу сказать, что для нас сейчас будет хорошим показателем товарооборот около 6 тысяч долларов с квадратного метра в год.

 

Когда вышли на украинский рынок, вы столкнулись с проблемой выбора: арендовать помещения или строить свои гипермаркеты?

 

Нет, такой проблемы не было. Мы не исключали ни одного из вариантов развития. Аренда позволяет осуществить очень быструю экспансию на рынке. Но невозможно исключить второе направление — покупку земельных участков и строительство своих магазинов. Это дает компании капитализацию. Стоимость компании, работающей только на арендных площадях, не будет высокой.

 

Сколько сегодня уже открыто гипермаркетов «О’Кей Украина»?

 

Сегодня у нас есть три гипермаркета — в Киеве, Кривом Роге и Запорожье, — которые работают в арендованных помещениях. Еще два на арендованных площадях собираемся открыть в этом году в Харькове и Симферополе. И строим два собственных гипермаркета в Кривом Роге и Николаеве.

 

А почему не строите в Киеве? Есть трудности с покупкой земли?

 

Дело в том, что на данный момент экономически нецелесообразно в Киеве покупать землю под строительство гипермаркета — ее цена очень высока. Это не позволяет сделать проект рентабельным. В столице намного проще арендовать торговые площади. Сегодня многие операторы пытаются развиваться именно по такому пути.

 

Тогда почему было принято решение развивать сеть магазинов именно формата «гипермаркет»?

 

На украинском рынке сегодня очень хорошо развиты сети супермаркетов и «магазинов у дома». Все основные игроки представлены именно в этом формате. А магазинов с действительно большими площадями, широким ассортиментом (60-70 тысяч наименований), собственным производством в Украине очень мало. Единичные операторы представляют сети гипермаркетов и знают, как этот формат развивать.

По какому принципу отбирались города, в которых запланировано открытие гипермаркетов?

 

Для того чтобы принять решение, в какой город идти, мы проводим анализ потребительского потенциала рынка этого города. Безусловно, технически заходить легче в регионы. Но не следует забывать, что в регионах конкуренция усиливается за счет присутствия локальных операторов. Сегодня есть довольно много сильных игроков, к примеру, в таких городах, как Харьков, Донецк, Запорожье, где экономика очень развита. Здесь покупательская способность населения достаточно высока, и именно по этой причине не иметь своих магазинов в этих городах просто глупо. Кроме того, выход на региональный рынок дает нам региональных поставщиков, с которыми мы можем создавать альянс и развиваться совместно.

 

Компания «О’Кей» уже заходила на украинский рынок. Тогда в числе учредителей числились российские бизнесмены. Сегодня единственным учредителем является эстонский бизнесмен Хилар Тедер. Почему россияне отказались от идеи осваивать украинский рынок?

 

Я не являюсь соучредителем, поэтому могу только выразить свое мнение. Анализируя ситуацию, которая сегодня складывается на рынке ритейла, вижу, что некоторые операторы отказываются от выхода на украинский рынок не потому, что считают его неперспективным. В данном случае компании перераспределяют финансовые потоки. Сегодня есть несколько стран, розничные рынки которых развиваются наиболее динамично, это Россия, Индия и Украина. И компании не могут занимать агрессивную наступательную позицию на всех этих рынках. В таких случаях в какой-то момент обязательно встает вопрос о приоритетности.

 

Думаю, что в случае с компанией «О’Кей» произошло то же самое. Российские бизнесмены сосредоточили свой капитал на развитии сети в России, а Хилар Тедер развивает сеть в Украине.

 

Бренд «О’Кей» принадлежит компании Dorinda Holding S.A. Хилар Тедер вышел из состава ее акционеров. На каких правах вы пользуетесь брендом в Украине?

 

В Украине у нас есть все юридические права на использование этого бренда. Что касается «О’Кей» в России — этого я не знаю. Думаю, что нельзя исключить совместную работу двух брендов в будущем. Перераспределение активов Dorinda Holding S.A. не говорит о том, что между бывшими соучредителями нет никаких партнерских отношений. Но и не значит, что эти компании в будущем обязательно будут работать вместе.

 

Какие инвестиции привлекаются для развития «О’Кей Украина»?

 

Источником всех инвестиций является компания «Эксперт Капитал», владелец которой Хилар Тедер.

 

А чем, кроме развития сети гипермаркетов в Украине, занимается эта компания?

 

«Эксперт Капитал» — это холдинг, в котором есть три основных направления: девелоперская компания, развивающая торгово-развлекательные центры; компания, которая строит жилые и офисные помещения, и, конечно, ритейл-оператор.

Планируется ли привлечение каких-либо дополнительных инвестиций?

 

Сегодня все финансовые потоки — это собственные средства компании. Но это не значит, что мы не берем во внимание другие источники инвестиций. Все будет зависеть от динамики и планов компании, которые могут возникнуть в будущем.

 

В Украине все больше девелоперских компаний, которые хотят создать большую сеть торгово-развлекательных центров. Для того чтобы быть представленными в этих центрах, мы должны будем думать о дополнительных источниках финансирования. В нашем бизнес-плане — до 2011 года открыть 26 гипермаркетов.

 

И какие инвестиции вы планируете для этого привлечь?

Можно посчитать примерно так. В соответствии с нашим бизнес-планом мы будем открывать 5-7 гипермаркетов в год. Приблизительно сумма инвестиций составит 500-800 миллионов гривен каждый год.

 

Поступали ли вам предложения продать «О’Кей Украина»?

 

Честно говоря, предложений очень много. И не только покупки-продажи, но и слияния. Но сегодня мы имеем три работающих гипермаркета. Ценность данной сделки не высока. Об этом можно думать, когда сеть оперирует в 10-15 торговых объектах. Тогда есть объем, на основе которого можно что-то совместно создавать.

 

Во сколько вы сами оцениваете «О’Кей Украина»?

 

Безусловно, я знаю, какова у нас на сегодня капитализация. Но называть эту цифру не имеет смысла. Это не та сумма, которая может кого-то удивить количеством нулей, ведь компания на рынке работает меньше года.

 

Планирует ли компания выходить на IPO?

 

Мне кажется, сегодня выход на IPO в большинстве случаев — имиджевый ход. Чтобы компания могла сказать: «Мы вышли на IPO». И все это делают, конечно, в Лондоне. Но вы посмотрите, сколько это стоит. Эффективно ли это?

 

Думаю, мы будем готовы говорить об этом в 2010-2011 годах. А пока есть много других финансовых инструментов, которые можно применять для развития бизнеса.

 

Допускаете ли вы выход компании на рынки других стран?

 

Пока таких планов у компании нет. Я не вижу смысла на данном этапе перераспределять финансовые потоки. Сегодня у нас большие планы по развитию сети на украинском рынке, и в ближайшие годы мы намерены сосредоточиться именно на этом.

 

Инфо. Армен Папазян

Родился 15 июня 1973 года в городе Ереван, Армения.

В 1998 году занял должность начальника отдела в сети супермаркетов Carrefour Polska.

В 1999 году окончил варшавскую Высшую школу предпринимательства и управления им. Л. Козминского.

В 2000 году окончил варшавскую Международную школу бизнеса, получил степень магистра бизнес-администрирования.

В 2001 году возглавил сеть супермаркетов Carrefour Polska в городе Лодзь.

В 2002 году возглавил сеть супермаркетов Carrefour Polska в Варшаве.

В 2004 году занял должность регионального директора Carrefour Polska (Юго-Западный и Центральный регионы).

С 2006 года — генеральный директор «О’Кей Украина».

Семейное положение: женат, двое детей.

 

История компании

«О’Кей Украина» основана в 2005 году. Сегодня это украинская компания с европейским капиталом. Единственным инвестором является компания «Эксперт Капитал». Первый магазин сети был открыт 14 ноября 2007 года в Киеве. Его общая площадь составляет 18 тыс. кв. м, площадь торгового зала — 12 тыс. кв. м. Также сеть представлена в Кривом Роге и Запорожье. Штат компании насчитывает 1800 человек.

 

Сеть гипермаркетов «О’Кей» будет развиваться за счет использования арендованных у крупных ТРЦ площадей и собственного строительства как гипермаркетов, так и небольших ТЦ. Также в будущем компания планирует развивать сеть супермаркетов.

 

В ближайших планах «О’Кей Украина» открытие гипермаркетов в Харькове и Симферополе.

 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами