Декоративное изображение
3 150

Поделиться

Где ритейлу будущее

A.T.Kearney: Розничный рынок РФ устойчив и продолжает расти

Международная консалтинговая компания A.T. Kearney обнародовала свой рейтинг наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю рынков (The 2013 Global Retail Development Index, GRDI). Страны Южной Америки остаются лидерами по привлекательности: Бразилия, Чили и Уругвай заняли первые три места в индексе, причем Бразилия занимает первое место вот уже третий год подряд.

Рынки BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) сохраняют потенциал для интенсивного роста бизнеса глобальных компаний розничной торговли, но члены этого объединения идут разными путями. Вслед за Бразилией Россия продолжает укреплять свои позиции в рейтинге самых перспективных для инвестиций в розничную торговлю стран и в этом году занимает уже 23 место, улучшив свои показатели на три пункта. В отличие от более успешных России и Бразилии, Китай и Индия в этом году теряют свои позиции. Так, Китай, занимавший в 2012г. второе место, опустился на одну ступень, уступив третье место Уругваю. Индия, которая занимала 5 место в 2012г., опустилась в рейтинге на девять пунктов, причем спад наблюдается во всех сегментах розничной торговли. Такое резкое падение обусловлено высокими операционными расходами, трудностями в получении скидок или других привилегий при заключении сделок с поставщиками, необходимостью повышать продажи за счет скидок на товары, а также высокими ценами на недвижимость.

«Мы наблюдаем небольшой спад, но, несмотря на это, розничный рынок России в общем остается устойчивым и продолжает расти. Объемы потребления уже превысили докризисные уровни, хотя все еще отстают от показателей других развитых рынков. Наше исследование дает основания полагать, что у России в этой области хорошие перспективы роста, однако при составлении рейтинга мы учитывали не только привлекательность рынка как такового, но и такие дополнительные факторы, как страновые риски, уровень его насыщения и то, насколько необходимо для розничных сетей не откладывать момент входа на него, – объясняет управляющий партнер A.T. Kearney в России Пер Хонг. – В отличие от многих латиноамериканских рынков и даже рынков стран СНГ, в России уже нет возможности для стремительного развития за счет раннего входа на рынок, что и нашло свое отражение в рейтинге GRDI, хотя потенциал для роста еще есть. О проблемах ведения бизнеса в России сказано уже много, высококлассных торговых площадей остается все меньше, а цены на них становятся все выше, а сам рынок чрезвычайно фрагментирован. Рейтинг свидетельствует о том, что возможности, обычно открывающиеся первопроходцам, скорее всего, уже исчерпаны и сейчас основные возможности роста будут сосредоточены в фокусировании на ключевых секторах и компетенциях. Российский рынок товаров люксового сегмента после кризисного спада восстанавливается особенно активно. Большинство международных брендов этой категории уже присутствуют в стране, причем в течение последних пяти лет многие перешли с франчайзинга на прямые продажи для того, чтобы максимально использовать весь потенциал роста. Еще одной отличительной чертой российского рынка является то, что россияне проявляют все больший интерес к покупкам в интернете, годовой оборот этого рынка превысил 9 млрд долл.».

Россия: повсеместный рост

Согласно прогнозам, в III квартале 2013г. в России ожидается снижение потребительских расходов с 6,9 до 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012г. Однако в настоящее время Россия переходит в ту стадию своего развития, когда население в периоды финансовой нестабильности не всегда снижает свои расходы, а начинает совершать покупки более рационально.

В последние годы наблюдался активный рост бизнеса ритейлеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Согласно результатам исследования CBRE Property Consultants за 2012г. Москва поднялась на четвертое место с шестого по развитию розничной торговли в мире. По данным исследования How global is the business retail? (Richard Ellis, 2012г.), в Москве сосредоточено 43,2% крупнейших ритейлеров в мире.

По мере того как столичный рынок постепенно насыщается, компании рассматривают новые возможности для развития своего бизнеса в регионах. На сегодняшний день в России 13 городов с населением больше 1 млн человек, которые имеют значительный потенциал для развития модернизированной инфраструктуры розничной торговли. Несмотря на то что в 2012г. ввод новых торговых площадей увеличился на 46%, современные торговые площади и удобная инфраструктура по-прежнему остаются в дефиците, особенно в регионах.

Что привлекает российского потребителя?

Потребительская электроника, непродовольственные товары и предметы роскоши являются одними из самых привлекательных сегментов розничной торговли как в столице, так и в крупных региональных центрах.

Всемирно известные бренды модной одежды продолжают региональную экспансию. Так, по состоянию на сентябрь 2012г., компания Inditex расширила свою сеть до 274 магазинов по всей территории России и планирует открыть дополнительные торговые точки, в ближайшее время запланировано открытие магазина Zara во Владивостоке. Продажи бренда H&M в России в 2012г. выросли на 43%, за прошлый год в российских городах появилось 18 новых магазинов этой марки.

Согласно прогнозам, рост сектора потребительской электроники в период с 2013 по 2016г. может составить 30% и более. В перспективе к 2015г. переход на новые цифровые форматы вещания потребует от потребителей смены своих телевизионных приемников. Помимо этого, благодаря инвестициям операторов связи в технологические разработки сегмент смартфонов также продолжает расти.

За последнее время наблюдался рост количества потребителей с более искушенными вкусами, что дало стимул увеличению продаж товаров класса «люкс»: за последнее время компании Ralph Lauren, Chanel и Cartier открыли новые магазины в России.

Продовольственный сектор продолжает показывать стабильный рост. Основные продовольственные группы, в том числе X5 Retail Group и Tander, показали рекордный рост в 20-40%. Компания Auchan, которая управляет 52 торговыми точками в России, планирует утроить количество магазинов в течение пяти лет, а также открыть в 2013г. первый Auchan Drive, в котором клиенты смогут заказать продукты онлайн и забрать товар в магазине.

Рейтинг Global Retail Development 2013

Источник A.T.Kearney

Восточная Европа и Центральная Азия представляют собой весьма перспективный рынок для ритейлеров. Самыми крупными среди рынков региона по-прежнему остаются Россия и Турция, из года в год улучшающие свои позиции. Бурное развитие розничной торговли в этих странах подпитывается высоким потребительским спросом и относительно высоким уровнем дохода населения.

Рынки стран СНГ, которым, в отличие от своих западноевропейских соседей, удалось избежать стагнации, становятся все более привлекательными для крупных мировых игроков. Позитивную динамику в этом отношении показывают Армения, которая впервые вошла в индекс в 2013г., сразу заняв десятое место, Казахстан, который поднялся в рейтинге сразу на восемь пунктов (11 место в 2013г.), и Грузия, которая хоть и уступила свое место Турции, по-прежнему остается в первой десятке.

Небольшие рынки Восточной Европы еще только осваивают современные форматы розничной торговли, поэтому для крупных международных ритейлеров открываются отличные возможности закрепиться в этом регионе. Исключение составляют только Албания и Македония, их потенциал снизился ввиду малого размера рынков и низкой покупательной способности, хотя эти рынки представляют интерес для ритейлеров из соседних стран.

 Quote.rbc.ru по материалам A.T.Kearney

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами