Стремление Большого театра запретить производство швейцарской водки под брендом Bolshoj может обернуться международным скандалом. Если прославленный театр не откажется от претензий, компания Danceria AG намерена запретить ему выпускать и распространять афиши, программки и буклеты во время зарубежных гастролей. Швейцарцы еще в 1989 году получили международную регистрацию бренда Bolshoj, в том числе по 16-му классу (реклама, публикации), объясняют представители иностранной компании.
Поводом для конфликта с участием знаменитого театра стало возбуждение административного дела против оператора магазинов дьюти-фри в России компании «КАПО Дьюти Фри». В начале мая на таможенном посту Борисоглебск на границе Мурманской области и Норвегии таможенники задержали партию из 4 тыс. полиэтиленовых пакетов компании «КАПО Дьюти Фри» для магазинов беспошлинной торговли. На пакетах было изображено здание Государственного академического Большого театра России (ГАБТ), а под ним — надписи Bolshoj, «Большой» и Vodka.
В настоящий момент дело находится в Арбитражном суде Мурманской области, судебные слушания отложены до 20 сентября. Юристы Большого театра, добившиеся, чтобы ГАБТ был привлечен к процессу в качестве потерпевшей стороны, уверены, что победа Большого станет позитивным прецедентом и поможет в будущем выигрывать аналогичные дела по всей России.
Однако незначительное на первый взгляд дело о полиэтиленовых пакетах вызвало международный резонанс. Швейцарская фирма Danceria, развивающая сеть балетных бутиков, собирается инициировать ответные иски против Большого театра, что осложнит его гастрольные поездки.
Как рассказали представители этой компании, в 1988 году Danceria создала с ГАБТ совместное предприятие с равным долевым участием «Большой театр — Мастер», целью которого были производство и продажа балетных аксессуаров в СССР. Свои инвестиции в СП швейцарцы оценивают в 2,5 млн франков (2,38 млн долл. по текущему курсу). Тогда же Danceria по поручению руководства ГАБТ провела международную регистрацию товарного знака Bolshoj по нескольким классам МКТУ, в том числе 33-му (алкогольная продукция) и 16-му (реклама, публикации).
СП развалилось вместе с СССР, но у Danceria остались международные права на известный театральный бренд. В 1993 году права на использование товарного знака Bolshoj по 33-му классу МКТУ были переданы Mello Traiding AG, которая производит водку под этим брендом и поставляет в каналы дьюти-фри.
Водка Bolshoj продается и в российских магазинах беспошлинной торговли, но, как отмечают юристы Danceria, исключительно для граждан, покидающих территорию России, то есть в режиме реэкспорта.
Большой театр зарегистрировал товарный знак в Роспатенте по разным классам в 2002 году. «Danceria неоднократно пыталась договориться с ГАБТ о совместной деятельности по использованию бренда, но руководство театра не проявляло никакого интереса», — рассказала Татьяна Воротягина, представляющая интересы «КАПО Дьюти Фри» и Danceria. По ее словам, если Большой театр не откажется от претензий к водке, швейцарская компания может предпринять ответные действия и запретить ГАБТ рекламировать свою деятельность за рубежом — размещать слово Bolshoj на афишах, буклетах, брошюрах.
Юристы компании Danceria выехали в Мадрид, где 7 сентября должна пройти постановка «Евгения Онегина» в исполнении артистов ГАБТ. Они рассчитывают, что до этой даты представители Большого театра выразят желание сесть за стол переговоров, в противном случае швейцарская компания обратится в суд с требованием признать любую полиграфическую продукцию со словом Bolshoj контрафактом.
Кроме того, представители швейцарской стороны грозятся, что в случае отсутствия взаимопонимания они начнут передавать права на использование бренда различным творческим коллективам, если их артисты ранее имели какое-либо отношение к Большому театру. Швейцарцы говорят, что ранее отклоняли подобные предложения из этических соображений, но теперь имеют моральное право брать роялти за использование бренда Bolshoj в любом написании. Danceria отмечает, что словесный компонент «Большой» содержится в названиях целого ряда театров на территории СНГ — к примеру, БДТ в Санкт-Петербурге, и претензии ГАБТ на единоличное использование этого слова некорректны.
Получить оперативный комментарий у представителей Большого театра не удалось, так как все его служащие находятся в отпуске в преддверии нового театрального сезона. Отдыхает и адвокат театра Владимир Энтин, который затруднился прокомментировать ситуацию, находясь не в Москве.
По мнению руководителя практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константина Суворова, судебные перспективы Danceria в деле против Большого театра выглядят сомнительными. «Думаю, что заявление о судебном преследовании ГАБТ со стороны компании Danceria носит скорее эмоциональный характер, не очень подкрепленный с правовой точки зрения, — заявил он. — У Большого театра в отношении Швейцарии и Испании действует своя международная регистрация по 41-му классу (развлечения, театральные постановки, шоу), а у швейцарцев их регистрация действует лишь в отношении товара «печатные издания».
Юрист
уверен, что гастролям Большого ничто не помешает, а к сопутствующей печатной продукции швейцарцы, вероятно, и сами не станут предъявлять претензий, учитывая высокие судебные издержки и высокий общественный статус оппонента, чье имя они, по сути, и используют в своей деятельности.
RBC daily