Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Гадание на кризис, или Страсти по страхам
Кризис придет года через три. Но может и не дойти
Этим летом тех, кто боится потерять работу, стало на пять процентов больше, чем в июле 2012-го. Спроси их, почему такое настроение, – ничего конкретного не ответят. Курс рубля падает – мерещится девальвация. Рост экономики замер – ждем скорого кризиса. И чем больше таких «примет к худшему», тем меньше думают о будущем – пережить бы сегодняшнее. А меня как раз это будущее и волнует больше всего.
В сегодняшнем – страхи сильно преувеличены. У России довольно приличные запасы валюты, да и структура экономики сейчас не вызывает больших опасений. По масштабу мировых резервов мы находимся на четвертом месте в мире. У Китая – 3,3 триллиона долларов. У Японии – 1,27 триллиона, у Саудовской Аравии – 657 миллиардов. И у России – 537,6 миллиарда долларов. В целом ситуация не такая плохая. Впрочем, для волнений причина все-таки есть.
Меня, например, тревожит, что при росте долгов в корпоративном секторе увеличивается и вывоз капитала. Это нам сулит определенные проблемы. Правда, в будущем. Не сейчас.
В 2000 году наш ВВП составлял 1,12 триллиона, его доля в мире – 2,6 процента.
В 2012 году – 2,51 триллиона и доля – 3 процента. Получается, мы довольно далеко ушли от первых мест. И сейчас каких-то капитальных рисков, которые грозили бы нам быстрым кризисом, как в других странах, на мой взгляд, нет.
В мировой экономике, учитывая, что все страны находятся в тяжелом положении, мы не выглядим хуже других. Правда, наши проблемы носят гораздо более долгосрочный характер.
Но и откладывать их решение тоже нельзя. Первая в этом списке – инвестиционный климат.
Евгений Ясин, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики», для «Российской газеты»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.