Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Фрадков дал таможне добро, но инфраструктуру пока оставил за собой
В связи с вступлением в ВТО приоритетом таможенной политики России в 2008-2010 годах станет снижение импортных пошлин. Федеральный бюджет к 2010 году из-за этого может потерять до 110 млрд руб. Компенсировать их можно было бы за счет улучшения таможенного администрирования, но правительство никак не может назначить ответственного.
Правительство в пятницу одобрило "Основные направления таможенной политики на 2008-2010 годы". Если в аналогичном документе годичной давности упор делался на совершенствование материально-технической базы на таможенно-пропускных пунктах, то на этот раз приоритетом становится понижение ввозных пошлин. Это вытекает из обязательств России перед ВТО -- присоединиться к ней Россия надеется к 1 января 2008 года.
По словам руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова, согласно обязательствам, которые принимает Россия при вступлении в ВТО, к 2010 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа снизится с 12,9% до 11,5%. В том числе по сельхозтоварам -- с 18,6% до 18%; по промтоварам -- с 10% до 7,6%. Иными словами, ставки ввозных таможенных пошлин в течение 2008-2010 годов будут снижены примерно на 11%.
Глава Минфина Алексей Кудрин опасается, что это приведет к потерям бюджета. На заседании правительства он заявил, что "уточнение ставок" приводит к потере около 40 млрд руб. в 2008 году и 110 млрд руб.-- к 2010-му. По данным ФТС, объем таможенных платежей при ввозе товаров в 2006 году составил 947,4 млрд руб. А всего ФТС обеспечивает чуть меньше половины доходов федерального бюджета. В 2007 году таможня должна перечислить 3123,7 млрд руб., из них 1083,13 млрд руб.-- за счет пошлин на импорт. "Если последние два-три года Минфин достаточно либерально относился к снижению, отмене и унификации ставок таможенных тарифов... то сейчас мы снова попадаем в серьезную зависимость от фискальной составляющей",-- прогнозирует Алексей Кудрин.
С ним не согласен глава МЭРТа Герман Греф. По его мнению, обойтись без потерь можно, например, за счет улучшения таможенного администрирования, которое способно дать в бюджет порядка $3-4 млрд. "Модернизация таможенных постов, упрощение процедур сократит долю 'серого' импорта, что автоматически ведет к увеличению таможенных платежей",-- полагает Игорь Беляков из экономической экспертной группы.
Заметим, что, по данным Германа Грефа, средневзвешенная ставка пошлины уже сейчас составляет 11,7%, в 2008 году она составит 11%, в 2009 году -- 10,3%, а в 2010 году -- 9,9%. "Разночтения могут быть вызваны тем, что ФТС посчитала по задекларированному импорту, а Греф -- по фактическому",-- полагает заместитель гендиректора АКГ "Финэкспертиза" Агван Микаелян. "Согласно данным ЦБ, около 20% импорта при ввозе не регистрируется таможней",-- пояснил Игорь Беляков.
Однако, по мнению господина Грефа, препятствием для улучшения таможенного администрирования является в том числе межведомственный спор по вопросу о том, кто в правительстве должен отвечать за развитие таможенной инфраструктуры. Напомним, в мае 2006 года ФТС была переведена из подчинения МЭРТа в прямое подчинение премьер-министру Михаилу Фрадкову. В ответ МЭРТ инициировал создание органа, ответственного за обустройство таможен. ФТС выступила против, предложив сформировать хозяйствующий субъект на базе подведомственного ей ФГУП "Ростэк", взяв тем самым под свой контроль не только строительство и эксплуатацию таможенных объектов, но и распределение 8 млрд руб., направленных в рамках федеральной целевой программы "Госграница" на выкуп таможенных объектов у частных компаний. В борьбу за контроль над инфраструктурой таможни включилась и Федеральная пограничная служба.
В пятницу господин Греф попытался решить спорный момент прямо на заседании правительства. Он предложил подчинить новое агентство Минтрансу -- пункты пропуска необходимо сопрягать с транспортной инфраструктурой. Но вице-премьер Сергей Нарышкин выступил против. По его мнению, развитием таможенной инфраструктуры должно заниматься не агентство, которому не хватит властных полномочий, а специально созданный для этих целей хозяйствующий субъект, например, ФГУП или 100% государственное акционерное общество.
Впрочем, выяснилось, что премьер Михаил Фрадков намерен оставить за собой последнее слово в дискуссии о том, как не допустить потерь от вхождения на мировой рынок. И хотя "Основные направления..." одобрены, реальным содержанием таможенную политику наполнять будет именно он.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.