Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФНС просит у ритейлеров добавки
ФНС просит добавки
Компаниям предложено доплатить казне
ФНС намерена расширить практику принуждения компаний к добровольному доначислению налогов. На вчерашней коллегии службы ее руководство сообщило об успехах применения так называемого 12-го критерия налогового риска в отношении компаний, прежде всего торговых сетей — по уверениям налоговиков, они стали активно каяться в налоговых «грехах» и добровольно доплачивать ранее утаенные налоги. Опрошенные “Ъ” сетевики встретили новости от ФНС с недоумением.
Целью вчерашней «антикризисной» коллегии ФНС, согласно официальному сообщению службы, было «уточнение основных задач на текущий год». Уточнять налоговикам есть что — напомним, 25 мая 2009 года правительство поручило профильным ведомствам до 1 августа представить план повышения собираемости налогов и роста эффективности налоговой службы (см. вчерашний “Ъ”). Пока показатели ФНС далеки от прошлогодних — по итогам января—апреля 2009 года сборы в федеральный бюджет упали на 34%. Ранее выдвинутые ФНС инициативы ( вроде введения оборотного налога с финопераций компаний) не нашли понимания у ведомств, и поэтому налоговики вынуждены искать новые резервы пополнения госказны.
По словам заместителя главы ФНС Татьяны Шевцовой, таким резервом должно стать самостоятельное «уточнение обязательств» налогоплательщиками, то есть добровольная доплата налогов. По словам госпожи Шевцовой, процесс уже пошел. В 2008 году сумма уточненных обязательств составила 114 млрд руб.— это более половины всех поступлений от налоговых проверок. Прежде всего, отметила заместитель главы ФНС, к покаянию компании подтолкнуло введение в октябре 2008 года так называемого 12-го критерия налогового риска.
Поясним: в 2007 году ФНС утвердила перечень 11 критериев самостоятельной оценки рисков, используя которые налогоплательщики могут избежать визитов налоговых инспекторов. Компаниям было предложено искать в своих действиях признаки недобросовестности и в случае нахождения хотя бы одного из них начать добровольно платить в бюджет больше. Среди таких признаков названы уровни налоговой нагрузки, рентабельность или зарплаты работников ниже средних по отрасли. В октябре 2008 года к 11 критериям был добавлен 12-й — «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском», то есть использование схем. Тогда же были опубликованы наиболее распространенные схемы. Применявшим их компаниям было рекомендовано подавать в ФНС уточненные налоговые декларации с приложением «покаянной» пояснительной записки с обещанием больше не прибегать к минимизации.
По словам Татьяны Шевцовой, такой подход «был успешно реализован службой, в частности, в торговой отрасли». Снижение налоговых поступлений от торговли на фоне роста ее выручки в 2007 году заставили ФНС выбрать отрасль в качестве «приоритетного объекта контроля». В первой половине 2008 года прошли проверки крупных торговых сетей, завершившихся значительными доначислениями. По словам заместителя главы ФНС, оспорить их в судах сетям не удалось, а из-за кризиса заплатить доначисленные суммы ритейлеры без банкротства не смогли бы. Спасло их от разорения, уверяют в ФНС, лишь применение 12-го критерия — покаявшиеся компании освободили от штрафных санкций. Поэтому во избежание неприятностей госпожа Шевцова вчера призвала налогоплательщиков «более активно» каяться в использовании схем и поручила подчиненным активнее разъяснять правила подачи уточненных деклараций и пояснительных записок по 12-му критерию.
Названия сетей Татьяна Шевцова не привела, однако, по словам источника «Интерфакса» в ФНС, среди доплативших оказались «Эльдорадо» и «М.Видео». Он уточнил, что «Эльдорадо» согласилось с претензиями налоговиков о доначислениях на сумму 13,5 млрд руб. и в октябре прошлого года арбитражный суд Москвы прекратил производство по иску компании (ответчиком выступает ООО «Оптовик», связь с которым сеть «Эльдорадо» отрицает). По итогам 2008 года выручка «Эльдорадо» составила $4,1 млрд. В соответствии с рассчитанным ФНС коэффициентом налоговой нагрузки для розничных компаний 3,9% от выручки компания должна была заплатить по итогам года $159,9 млн налогов.
Совладелец «М.Видео» Александр Тынкован заявил “Ъ”, что никаких доначислений его компания не проводила: «Вся наша отчетность соответствует международным стандартам, и такие операции там бы отражались». Исходя из критериев ФНС, по итогам первого полугодия 2008 года «М.Видео» должна была заплатить 1,19 млрд руб. налогов (выручка ритейлера в первом полугодии 2008 года составила 30,5 млрд руб.). Не признаются в использовании 12-го критерия и другие сети. «”Евросеть” не прибегала к такой норме»,— сообщил “Ъ” советник президента «Евросети» Виталий Подольский. Гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис заявил, что является законопослушным налогоплательщиком, а о 12-м критерии он ничего не знает. Президент автодилерской ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов также удивился новостям от ФНС. «Сомневаюсь, что если сеть добровольно признается в создании схемы ухода от налогов, за этим не последует никаких санкций»,— констатирует он.
Вадим Вислогузов, Ирина Парфентьева, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?