Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФНС обнаружила 36 признаков лжеэкспортеров
Признаки неблагонадежности экспортеров перечислены в подписанном руководителем ФНС Михаилом Мокрецовым 2 марта приказе о регламенте программно-информационного комплекса (ПИК) “ НДС ”. Компания может вызвать подозрения, например, если она “прописана” по адресу массовой регистрации, создана незадолго до экспортной поставки или по утерянному паспорту, участвовала в незаконных схемах, если у нее резко выросли объемы экспорта. Указаниями на незаконность возмещения могут стать расчеты в течение 1-3 дней, подозрения возникнут, если счета экспортера и его контрагентов открыты в одном банке, сделки оплачиваются бартером или заемными средствами, цены превышают рыночные, у сделок низкая рентабельность, покупатель — офшорная компания, а у поставщика доля вычетов НДС — 95%. Подозрительны и отдельные товары — лом, бывшее в употреблении оборудование, интеллектуальная собственность, блоки турбоэлектростанций, электродетали.
Все эти сведения налоговики, проводящие камеральную проверку экспортера, будут заносить в ПИК “НДС”, созданный в 2006 г., рассказывает главред газеты “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков. Эта система автоматизирует проверку экспортных деклараций и позволит быстро выявлять признаки неблагонадежности. Если экспортер похож на участника схемы, ему будет отказано в возмещении НДС, потом налоговики могут провести и выездную проверку, добавляет он.
За последний год ФНС выпустила немало методичек по поимке компаний, незаконно минимизирующих налоги, и неоднократно призывала инспекторов на местах анализировать причины слишком высокой доли вычетов НДС. Недавно появился список 109 признаков неблагонадежности — компании, обладающие ими, должны контролироваться в первую очередь. В числе этих признаков регистрация в форме ООО, преклонный возраст учредителя или руководителя, жительство директора в деревне. А в составленные раньше признаки неблагонадежности экспортеров входили “переезд” экспортера в другую инспекцию незадолго до возмещения и типовое название поставщика, рассказывает Стариков. Подозрительными признаками была сдача “нулевых балансов”, отсутствие экспорта прежде. Отсутствие офиса, совпадение директора, учредителя и бухгалтера в одном лице тоже должно было навести налоговиков на подозрения, отмечает главбух завода ВМС Галина Земскова. Теперь признаки систематизированы, их число выросло.
В совокупности они могут свидетельствовать о подозрительности сделок, считает гендиректор завода “Русполимет” Александр Конюхов. Угроза возникнет только у мелких компаний, не являющихся производителями товара, уверен он. Обнародование методички может быть полезным для компаний — они смогут проверить, не попадают ли они или их партнеры в зону риска, считает Земскова.
Но 36 признаков — слишком много, уверена Земскова. Компания может пострадать из-за недобросовестного поставщика, говорит бухгалтер другого предприятия.
Подобные системы есть и в других странах. В Дании программа “Анализ риска — НДС” содержит 31 параметр, говорится в автореферате докторской диссертации министра обороны Анатолия Сердюкова.
Похожие критерии подозрительности налоговики применяют и сейчас, но часто против законопослушных компаний, отмечает партнер юрфирмы Herbert Smith Олег Коннов. Высший арбитражный суд указал, что для отказа в возмещении НДС налоговики должны доказать, что сделка была фиктивной или не имела деловой цели, а свидетельствовать об этом могут признаки, сформулированные и в приказе ФНС, считает партнер юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Денис Щекин. Но часто, обнаружив несколько подозрительных признаков, чиновники отказываются вернуть НДС, не проверяя реальность поставок или наличие деловой цели. В этом случае налоговики, как правило, проигрывают суды, говорит Коннов.
ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСТЕТ
Возмещение НДС из бюджета постоянно растет. В 2006 г. экспортерам возместили 708,3 млрд руб., в 1,3 раза больше, чем в 2005 г. В I квартале 2007 г. — 170,1 млрд руб., на 12,4% больше, чем за первые три месяца прошлого года.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?