Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Финская компания переходит в режим жесткой экономии
Stockmann закроет три из шести магазинов в Москве и до 2016 года уведет с рынка магазины под брендом Lindex. Ретейлер объявил о запуске антикризисной программы, в том числе из-за обвала рубля.
Подсчитали убытки
Финская торговая сеть Stockmann, в конце 1980-х первой вышедшая на советский рынок, сокращает свое присутствие в России. В пятницу компания объявила, что закрывает магазины во всех торговых центрах «Мега» в Москве, то есть Stockmann наполовину уменьшит свое присутствие в столице. Также компания приняла решение закрыть в России все 19 магазинов одежды под брендом Lindex. О прекращении работы 16 российских магазинов одежды сети Seppala было объявлено ранее, в октябре.
Stoсkmann работает в 16 странах мира, но на Россию приходится значительная часть бизнеса компании. У группы 16 универмагов, которые формируют около 60% выручки. Из них шесть в Москве, и по одному в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Также в группу входят 182 магазина под брендом Seppala и 491 Lindex.
В отчетности Stockmann российский рынок назван одним из основных. В структуре выручки группы на долю России приходится 15,6%. Больше продажи только в Финляндии (47,9%) и совокупно в Швеции и Норвегии (27,9%).
Решение о закрытии магазинов в Москве Stockmann объяснила обвалом рубля. Резкое падение курса российской валюты привело к падению глобальной выручки и прибыли группы: в 2014-м ее продажи сократились на 9,5%, до 1,8 млрд евро, а убыток составил 63 млн евро против прибыли в 22 млн евро в 2013-м.
Январские результаты, о которых компания отчиталась в пятницу, оказались не лучше: общая выручка группы год к году упала на 5,7%, до 119,4 млн евро. Продажи только магазинов Stockmann сократились на 17,1%, в Финляндии – на 9,8%. При этом в России розничные продажи Stockmann в евро рухнули сразу на 38,1%. На общем результате сказалось и снижение числа российских туристов, из-за чего пострадали продажи универмагов в Хельсинки, отмечает компания.
Продажи сети магазинов одежды Lindex в январе росли на всех рынках, кроме России и Прибалтики.
Одновременно с публикацией результатов Stockmann объявила о запуске антикризисной программы, которая за год должна позволить группе сэкономить не менее 50 млн евро. Помимо сокращения бизнеса в России Stockmann избавится от нескольких магазинов в Финляндии, например в Оулу.
«Мега» ищет замену
Три столичных магазина Stockmann арендуют площади в торговых центрах «Мега» в Химках, в районах Белая Дача и Теплый Стан, оставшиеся – в торгцентре «Золотой Вавилон» (проспект Мира), «Метрополис» (Ленинградское шоссе) и Outlet village «Белая Дача» (Новорязанское шоссе). По оценке CBRE, площадь Stockmann в Теплом Стане составляет 8,3 тыс. кв. м, в Химках – 9,3 тыс., в Белой Даче – 10,4 тыс. Таким образом, после демарша финнов в столичных комплексах «Мега» освободятся почти 28 тыс. кв. м.
За аренду в «Меге» Stockmann по текущему курсу может платить около $300 за 1 кв. м в год, оценивает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Анна Никандрова. Если так, экономия только на арендных платежах может составить около $8,4 млн. Все точки группы в этих торговых центрах открыты давно и нуждаются в серьезной реновации, отмечает эксперт. По ее данным, в 2016 году у Stockmann заканчиваются сроки договоров аренды, поэтому для закрытия магазинов установлен такой срок.
«Stockmann – это магазины сегмента чуть выше среднего, нацеленные на хороший средний класс, по которому больше всего ударил кризис: покупатели начинают уходить из магазинов высокой и средней ценовой категории в дискаунтеры», – рассуждает о причинах закрытия магазинов аналитик RMG Артем Кислюк. Ориентация на средний и премиальный ценовой сегмент – не лучшая стратегия в кризис, соглашается гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная. «Если в целом по России реальные располагаемые доходы сократились на 7,4%, то в группе населения с доходом 80–200 тыс. руб. в месяц падение уже превышает 40%», – объясняет она.
Найти новых крупных арендаторов, у которых еще нет магазинов в «Меге», будет очень сложно, говорит аналитик отдела торговых площадей CBRE Максим Палт. Продуктовые ретейлеры там уже есть, а из фешн-ретейлеров практически никто в таких форматах не работает. «Фешн-ретейлера, который бы занимал сопоставимые площади, кроме Debenhams, нет. Но он уже и так снимает площади в «Мега Белая Дача», – рассуждает Никандрова.
Пресс-служба IKEA в России сообщила лишь, что ТЦ «Мега» в Москве «всегда пользуются большим спросом со стороны потенциальных арендаторов» и компания будет рассматривать различные варианты использования освободившихся площадей.
Stockmann на запрос не ответила.
Анна Дерябина, Ирина Жаворонкова, РБК Daily
Фото: ТАСС
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?