Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Финансовый кризис заставляет розницу РФ не надеяться на банковские кредиты
Финансовый кризис заставляет розничные компании сокращать инвестиции и искать новые источники финансирования. Ритейлеры больше не надеются на банковские кредиты, зато собираются занимать у своих поставщиков, увеличивая отсрочку по оплате за поставленный товар в два-три раза, до 60-90 дней. О финансовом одолжении производителей уже попросили "Виват", "Самохвал" и "Мосмарт".
На прошлой неделе пермская розничная сеть "Виват" (более 50 магазинов площадью около 1 тыс. кв. м) разослала поставщикам письма с просьбой увеличить отсрочку по платежам за поставленный в сеть товар с 30 до 90 банковских дней. Получение этих писем подтвердили в "Продо-Менеджмент" (производитель мяса птицы), на Кунгурском мясокомбинате и в других компаниях-производителях, попросивших не упоминать их названий. Кредиты от поставщиков нужны "Вивату", "чтобы аккумулировать значительный объем денежных средств в преддверии оферты по облигациям на 1 млрд руб. (состоится 23 октября)", говорится в письмах.
Совладелец сети "Виват" Вадим Юсупов утверждает, что обращается за финансовой помощью к поставщикам только в крайних случаях. "Сейчас как раз такой случай — в стране финансовый кризис",— резюмирует он. По его словам, "Виват" договаривается с банками о предоставлении кредитов для прохождения оферты, но этих денег может не хватить: "Исходя из ситуации на фондовых рынках, мы готовимся к тому, что предъявят к погашению весь выпуск". Чтобы поставщик согласился на большую отсрочку, "Виват" согласна отменить для него различные денежные бонусы — за вхождение в сеть, маркетинговые затраты и прочее, рассказывает господин Юсупов.
Другие сети тоже замораживают расчеты с поставщиками, если им нужны деньги, но предупреждают редко, жалуются сами поставщики. Например, к сети "Мосмарт" (на начало 2008 года объединяла 65 магазинов "Мосмарт", "Мосмарт-экспресс", "Мосмарт-макси" и "Мосмартик" в Москве и других городах) с лета поставщики подали семь исков на общую сумму чуть более 35,5 млн руб., говорится на сайте Московского арбитражного суда, а к московской сети "Самохвал" (управляет более 65 одноименными супермаркетами, мини-маркетами и десятью ТЦ в Москве и области) — 26 исков на общую сумму примерно 53,4 млн руб. В ТД "Солнечные продукты", который судится с "Самохвалом" и "Мосмартом", говорят, что сети задержали платежи уже больше чем на месяц. "Отсрочка для этих сетей официально 30 банковских дней, получается, что они не платят уже два месяца",— уточнил представитель "Солнечных продуктов". Другой поставщик "Мосмарта", которому ритейлер тоже задолжал, говорит, что в сети ему объяснили задержку тем, что на эти деньги финансируют свое развитие, и пообещали расплатиться позже.
По словам совладельца "Самохвала" Дмитрия Кувшинова, для его сети кредитные линии от поставщиков — дорогой, но быстрый способ получить деньги на развитие. "Самохвал" рассчитывал на деньги итальянской банковской группы UniCredit (как сообщал "Ъ" 17 апреля, ее структуры договорились о покупке 25% плюс одной акции ЗАО "Самохвал" за €50 млн), но сделка не состоялась, добавил он. По его оценке, ставка кредита от поставщика (12-18% годовых в рублях) сейчас почти не отличается от банковской (12-16% годовых), только банк дает кредит на год-два, а поставщик — на три месяца максимум. Самую большую отсрочку, говорит он, готовы предоставлять алкогольные компании: 45-90 дней. Западные производители, например французский Danone, наоборот, требуют расчета уже через семь дней после отгрузки товара. Зато иностранные сети привыкли работать с длительными рассрочками: например, французская сеть Carrefour, еще не открывшая в России ни одного магазина, просит 90 банковских дней отсрочки по платежам за поставленный товар.
Господин Юсупов обещает, что на постоянной основе устнавливать отсрочку в 90 дней не планирует: в итоге это будет невыгодно сети и скажется на ее рентабельности. Господин Кувшинов признается, что рентабельность по чистой прибыли его сети в связи с удорожанием кредитов снизится с 7% в 2007 году до 3,5% в 2008 году.
Представитель крупного холдинга, производящего молочные продукты, называет отсрочку платежа до 60-90 дней "самоубийством": "Если нам выставят такие условия, мы просто прекратим поставки". Председатель совета директоров "Инмарко" (мороженое) Дмитрий Докин в принципе готов "выручить" сети в трудную минуту, правда, с одной оговоркой: "Все уступки, сделанные нами сейчас, должны быть на 100% учтены сетями в будущем". А предправления "Синергии" (алкоголь) Александр Мечетин напоминает, что из-за кризиса производитель и сам был вынужден затянуть пояс: "Консервативное управление денежным потоком" привело к урезанию инвестиционных бюджетов в пределах 25%.
В целях экономии средств ритейлеры тоже сокращают бюджеты. "Самохвал" пересмотрел стратегию: сеть будет открывать магазины только в Москве и Московской области, хотя ранее планировала выход в регионы. А калининградский ритейлер "Вестер" (около 200 магазинов в 15 российских регионах, а также в Белоруссии и Казахстане) решил вообще заморозить новые проекты. "Отдел развития на две недели отправил в отпуск. Принимать какие-либо решения сейчас бессмысленно: будут ли деньги в виде кредитов, банки нам обещали сказать не раньше 1 октября. Ждем",— говорит совладелец "Вестера" Олег Болычев.
Одни из крупнейших продуктовых ритейлеров в России — Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) и "Седьмой континент" — не готовы рассказывать, как пострадали от кризиса. Гендиректор "Седьмого континента" Степан Ковальчук утверждает, что у компании "все в порядке с деньгами" и ее инвестиционные планы не меняются. Источник в X5 говорит, что компания следит за ситуацией и, если примет решение о сокращении капзатрат, то объявит об этом.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.