Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС ужесточает закон о торговле
Ритейлеров не пустят на порог
ФАС определилась с поправками к одной из самых скандальных статей закона «О торговле», которая ограничивает экспансию торговых сетей. С конца 2012 года ожидалось, что ритейлерам повысят порог доминирования до 35% либо не станут ограничивать их 25% при строительстве новых магазинов и аренде непрофильных помещений. Но ФАС решила, наоборот, ужесточить существующую норму: торговым сетям может быть запрещено любое развитие бизнеса, если оно приведет к превышению их доли 25% за прошлый финансовый год.Ъ удалось ознакомиться с проектом подготовленных ФАС поправок к одной из статей закона «О торговле». Согласно документу, ритейлерам нельзя будет заключать сделки или брать в аренду площади в текущем моменте, если в результате этих шагов доля торговой сети за прошлый финансовый год превысит 25%. То есть поправки ФАС запрещают всякое развитие торговой сети, например, в 2013 году, если в результате него суммарная доля ритейлера превышала бы 25% еще в 2012 году. Сейчас ритейлер не может увеличивать бизнес, если его доля в прошлом году превысила 25%, а если она была, к примеру, 24%, он спокойно может совершать сделки или открывать новые магазины. То есть, по сути, поправки ФАС ужесточают правила игры для сетей.
Ритейлеры давно борются за корректировку этой статьи закона. Создатель сети «Магнит» Сергей Галицкий неоднократно называл ее «запретом на профессию». Например, в октябре 2010 года со статьей столкнулась Х5 при покупке сети «Копейка» за $1,64 млрд, когда ФАС потребовала закрыть 27 магазинов последней в нескольких муниципальных районах Московской области, хотя Х5 платила в рамках сделки и за них.
В конце 2012 года было принято решение поправить ст. 14 после совещания представителей крупнейших ритейлеров с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Причем скорректировать ее хотели так, чтобы дать сетям больше пространства для маневров. Первые версии поправок от ФАС звучали так: одна из них разрешала превышать порог 25% при собственном строительстве помещений, а также если ритейлеры открывают свои магазины в местах, где до этого располагались магазины другого профиля. Второй вариант предусматривал увеличение порога до 35%.
В мае ФАС даже подготовила поправки, в которых предлагала увеличить порог доминирования до 35% при строительстве новых объектов и аренде непрофильных помещений. Но, как оказалось, этот документ вызвал нарекания со стороны Минэкономики. Оно посчитало, что «повышение порога доли… до 35% может привести к существенному росту доли федеральных торговых сетей и монополизации региональных рынков» – так сказано в таблице разногласий, подготовленной министерствами к поправкам ФАС.
Минэкономики ссылается на позицию Союза независимых сетей, по данным которого «во многих муниципальных образованиях федеральными торговыми сетями уже превышен порог доли 25%, которая в среднем составляет 30%». Министерство опасается, что изменения, предлагаемые службой (порог в 35%), «предоставят возможность федеральным торговым сетям в течение нескольких лет существенно расширить свое присутствие на рынке вплоть до 100%; при этом доля на рынке независимых участников, не имеющих возможности строительства новых торговых объектов в кратчайшие сроки, может значительно сократиться». Минпромторг предлагает вообще не трогать эту статью, сказано в таблице разногласий.
«Мы не понимаем, почему служба так резко изменила свою позицию и, по сути, ухудшила существующую норму»,– удивляется исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров отказался пояснить позицию службы. Илья Белоновский предлагает в сложившейся ситуации последовать рекомендации Минпромторга, то есть не менять спорную статью.
Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.